Замовити книгу "Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі". Вілл Гомперц

«Невідомі». Как это было

06.06.2016

Книга Сары Торнтон «33 митці у трьох актах» является мировым бестселлером и «Лучшей книгой года про искусство» по версии изданий The Guardian и Huffington Post. Но на постсоветском пространстве аудитория не могла оценить это произведение, так как попросту не было перевода.

11111

IMG_6470

Но в апреле этого года на Книжном Арсенале был презентован украинский перевод книги – «33 митці у трьох актах», над которым работало издательство ArtHuss. По словам владельца издательства ArtHuss Константина Кожемяки, просто презентации в рамках КА было бы недостаточно: «Да, можно было бы ограничиться только Арсеналом, чтобы представить книгу. Но дальше что? Законы сегодняшнего маркетинга, в том числе в издательской сфере, говорят о том, что должны происходить какие-то события, которые будут соответствовать тематике».

И такое событие состоялось 18 мая. Это была выставка-перформанс «Невідомі», на которой 19 украинских художников в режиме speed-dating рассказывали друг о друге, но не через работы, а непосредственно через персоналии. Почему был выбран именно такой формат? Это, своего рода, интерпретация метода и инструментария Сары Торнтон, который был применен в украинских реалиях.

fb

Продюсером проекта выступил Константин Кожемяка, который начал процессс того, что привлек к работе тех, кто непосредственно задействован в этой сфере – кураторов (Алевтина Кахидзе и сокуратор Александр Михед). По словам самой Алевтины, все задуманное удалось даже лучше, чем организаторы могли себе представить: «Это беспрецедентный проект. Сама аудитория показала, что такие мероприятия востребованы и необходимы. Я думаю, что они точно еще будут проводиться». А Александр Михед отметил, что, были определенные моменты, которые они с Алевтиной в дальнейшем учтут, но менее значимыми данное событие они не сделали.

13389013_1095938567144994_942351737_o
Александр Михед, Алевтина Кахидзе и Константин Кожемяка

Один из участников проекта, художник Андрей Зелинский, который принимал непосредственное участие в процессе, который говорил, и о котором говорили на данном мероприятии, уверен, что «Невідомі» является новаторским продуктом: «Проект, безусловно, ценен, так как направлен на решение двух очень важных, на сегодняшний день, задач – популяризация и коммуникация. Формат проекта «Невідомі» является одним из самых удобных для обсуждения подобных вопросов с аудиторией почти неограниченных масштабов».

Андрей Зелинский
Андрей Зелинский

Данное событие помогло не только аудитории, но и самим художникам понять своих коллег по арт-рынку, так как вопросы были такими, которые не только, и не столько, открывали их с профессиональной стороны, сколько рассказывали аудитории, какие же люди творчества в обычной жизни. «Понять художника и его работы через личность автора, когда говорит другой человек – это и есть цель данного события. Сделать это хочется через информацию о нем: сколько холстов приходится переписывать, когда он встает, какая у него собака и т.д.. Мы даем информацию в live-режиме и стремимся к вовлеченности. В процессе общения открываются какие-то детали и тонкости, интересные вещи», – отмечает Константин Кожемяка.

13265989_630065903812129_3993461097258338533_n

На мероприятии, которое собрало около 300 человек, основной аудиторией все-таки были люди, чьи профессии сопутствуют искусству, так или иначе с ним взаимодействуют (дизайнеры всех профилей, архитекторы). Тех же, кто не связан с арт-миром было не очень много. Но, по мнению организаторов, данное явление – временное, так как проект нацелен на популяризацию искусства среди широкой украинской аудитории, кто может быть и не вовлечен в арт-среду на профессиональном уровне, но при этом искренне заинтересован ею.

13217474_1158234460899432_3452194743646518267_o 13227560_1158235337566011_201953997734654416_o - копия 13227779_1158281824228029_8861214024696333509_o 13235403_1158279834228228_8492694651938193328_o

2

Возвращаясь к теме присутствия людей, чья деятельность связана с искусством, но при этом они не являются художниками, на событии две такие компании были соорганизаторами – это School of Visual Communication (SVC) и Sergey Makhno Gallery. «Это ярко выраженные представители креативной индустрии. В первом случае это образование дизайнеров разных видов, а Makhno Gallery – это интерьерный дизайн. И то, что мы с ними смогли охватить широкую аудиторию, и пригласить посетителей именно из этих сфер – это большой успех. Один из ключевых моментов, который нас интересовал – это сфера деятельности тех, кто планировал посетить «Невідомі». И, в итоге, были не только арт-критики, художники, галеристы, но и дизайнеры различных направлений, архитекторы, маркетологи и т.д.. Это говорит о том, что на данном этапе целевая аудитория была та, к которой мы и стремились», – говорит продюсер проекта Константин Кожемяка.

Так, галерист Sergey Makhno Gallery и искусствовед Елена Масон уверена, что данный формат помог самим художникам, которые в силу своей деятельности больше привыкли говорить о себе, а тут они должны были рассказывать о своих коллегах. Такой проект – это шанс не только украинским представителям искусства выйти за пределы своих мастерских, узнать и рассказать о коллегах, но это еще и шанс сделать художников более доступными для аудитории, которая может воспринимать этих людей не только через призму их работ, но и узнать лично, задать интересующие вопросы. «Это было такое большое сосредоточение искусства в Киеве. Мы знаем, что многие художники в Украине хотели бы такой же активной выставочной жизни, как в Киеве. Мы разговаривали с Альбиной Ялозой, которая, будучи одесситкой, принимала участие в киевском проекте. Она сказала, что очень мало событий такого плана происходит в Одессе, да и подходящих для этого мест не так много».

13268099_1751938468360508_5782557875297137504_o (1)
Елена Масон

По словам Наталии Синепуповой, основательницы и руководительницы SVC, «Алевтине и Александру удалось интересно выстроить пространство: и художники, и зрители стали органичным целым. Те, кто задавал вопросы, и те, кто отвечал на них, были увлечены процессом близкого общения, взаимодействием, преформативностью и диалогом – раскрывающиеся основы, захватывали и вовлекали».

12094899_739140726230562_1147539296791249050_o
Наталия Синепупова

Похоже, что «Невідомим» удалось собрать исключительно положительные отзывы. Об этом свидетельствуют и слова Галины Григоренко, директора образовательных программ «Культурного проекта», который выступил в качестве партнера. По ее словам, в наше время развитие арт-рынка и знаний украинской аудитории – это дело не из простых, но при этом миссия высокая и благородная: «Сегодня эта сфера находится в состоянии развития. Художники не должны быть только медийными персонами, которых люди иногда видят по телевизору или на открытии каких-либо выставок. Личное общение крайне важно, так как помогает понять художника и его творчество».

«Невідомі» представляют особую важность для «Культурного проекта», так как это уникальный шанс для его аудитории, которая проходит курс по истории классического и современного искусства. А такое событие – это возможность лично познакомиться с украинскими художниками, которые сегодня создают арт-историю нашей страны, задать вопросы, понять их взгляды на жизнь, которые влияют на творчество: «Одно дело просто видеть их картины где-то и совсем другое – поговорить с ними. Люди ведь по своей природе ленивы и интерес к чему-то новому порой очень тяжело привить. А такой формат позволяет заинтересовать аудиторию, люди включаются, словно в игру, и дальше все развивается само собой», ­– говорит Галина Григоренко.

Галина Григоренко
Галина Григоренко

Когда заканчивается подобный проект, то становится жаль, что его может больше не быть. Именно поэтому в планах Константина Кожемяки вынести «Невідомі» за пределы Киева: «Успех проекта дает толчок, мотивацию и целесообразность показать его в Харькове, и во Львове. Некоторые вещи мы усовершенствуем, это не будет полнейший перенос и копирование прошедшего события. Также в эти города поедут не все участники киевского ивента, а половина. Вторая же половина будет выбрана среди местных художников. Это будет такой эффект «перекрестного опыления», когда в рамках проекта арт-представители Украины из разных городов будут знакомиться друг с другом ближе. Это такой, в хорошем смысле, побочный эффект».

13227587_1158232840899594_6123051127003738410_o 13235461_1158232710899607_5873402276066909706_o 13244168_1158280287561516_8230120310689671522_o

Целесообразность в проведении такого проекта за пределами Киева отмечают и партнеры уже прошедшего события. «Киев насыщен культурными событиями. А если говорить о других городах, то там ничего подобного не происходит, люди не знают о таких художниках. Константин говорил о планах проведения этого события в других городах, и это еще более важно, как по мне, чем провести его только в Киеве, так как в регионах тоже есть конкурентные художники, которые просто редко выбираются в столицу», – отметила Галина Григоренко. А по словам Елены Масон, именно популяризация данного проекта станет отправной точкой для формирования вкуса в искусстве у украинцев.

heder22_harkiv_V3

Раз организаторы мероприятия пообещали показать выставку-перформанс в других городах, значит выполнят это. Так, уже 23 июня в Харькове в Ермилов Центре состоится проект «Невідомі». Сам же инициатор данного события, владелец типографии ArtHuss и уже продюсер проекта «Невідомі» Константин Кожемяка не ожидал, что желание издать арт-бестселлер в нашей стране станет новым поворотом для украинского искусства, превратив презентацию книги в самостоятельный и популярный проект: «В феврале, приобретая права на издание «33 митці у трьох актах», а также подавая заявку на участие в Книжном Арсенале, я даже не предполагал, во что это, в итоге, все выльется, и какие примет обороты».

Матеріали на схожі теми

Коментарі