Замовити книгу "Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі". Вілл Гомперц

Луиджи Гаджеро: «Потребность в новой музыке – хороший знак для общества»

03.11.2015

4 ноября в Киеве стартует фестиваль новой музыки «Visionaries and Illuminati», организованный концертным агентством УХО. Фестиваль этого года – о людях, опережающих время, действительное и музыкальное. В день открытия фестиваля состоится дебютный концерт Ukho-ensemble – собственного коллектива УХА, о создании которого было объявлено еще в мае. Его руководителем и дирижером стал известный перкуссионист, дирижер, профессор музыкальной академии и консерватории в Страсбурге Луиджи Гаджеро. Специально для CHERNOZEM Анна Ставиченко пообщалась с Луиджи и узнала, как ансамбль будет приучать украинскую публику к современной академической музыке, в чем Гаджеро стремится сделать новый ансамбль похожим на оркестр Берлинской филармонии и чего же ожидать слушателям от дебютного концерта Ukho-ensemble.

Луиджи, 4 ноября стартует фестиваль новой музыки в Украине. Готовность воспринимать современную академическую музыку – это своего рода мера эстетической зрелости общества или же просто жажда чего-то нового?

Каждое общество испытывает «жажду» по отношению к разным вещам и качество этой жажды показывает его духовное состояние. Я говорю не только о том, как много людей идет на концерт, но и о том, как они идут: во всем мире аудитория молчит, когда вы играете на сцене, но качество этой тишины отличается. Как музыкант, вы можете чувствовать, когда в зале тишина потому, что люди действительно слушают то, что вы играете. Или же это тишина только из вежливости. А может, потому, что зрителю просто… скучно! В этом смысле я был глубоко тронут вниманием украинской публики на концертах современной музыки. Я почувствовал не только «жажду чего-то нового», но и ожидание важного «сообщения» из мира искусства. Наличие такой необходимости в обществе является очень хорошим знаком, и это самая благодатная почва для того, чтобы современное искусство могло развиваться в здоровом направлении.

В Украине академическое музыкальное образование в целом пока не направлено ​​на понимание и исполнение современной музыки. Кроме того, наших музыкантов прицельно не учат специфическим подходам к исполнению музыки разных эпох и стилей. Считаете ли вы это недостатком украинских музыкантов и как вы с этим работаете?

«Специализация», конечно, очень важна, но несколько переоценена. Сегодня в Западной Европе много коллективов, которые играют классическую или современную музыку и которые прекрасно знают все методы, приемы и «грамматические правила» разных стилей. В то же время эти коллективы не способны (за редким исключением) понять духовный смысл всего, что они делают. В результате, на мой взгляд, их интерпретации «корректны», но они не согласованы с внутренним миром интерпретатора и звучат довольно скучно и неубедительно.

Владеть техникой игры современной музыки не означает обязательно иметь повод для ее исполнения. Вместо этого тот, кто имеет этот «повод», то есть искреннее чувство для выражения, обязательно найдет правильную технику, чтобы сделать это. Так что с Ukho-ensemble я пытаюсь сосредоточиться на том, что, если мы хотим играть музыку в современной технике, главным вопросом является не «как», а «почему». И я должен сказать, что музыканты ответили на этот вопрос потрясающе, так как им действительно есть что сказать.

Вы являетесь признанным интерпретатором как современной, так и барочной музыки. Какие смысловые мосты вы находите между эпохами?

Это, конечно, невозможно обобщить, но довольно часто мы можем найти общие драматургические элементы: эмоции скорее не переживаются, как, например, в романтической музыке, а представляются, часто в виде символа. Это “представление” вовсе не означает, что эмоции не “реальны”.  Это означает, что они являются памятью прошлого опыта. Другое дело, что современная музыка «заново открывает» архетипичные формы, которые являются фундаментом для более «древней» музыки.

Какими качествами должен обладать музыкант, специализирующийся на современной музыке?

Важно иметь пытливый ум, нужно быть открытым для поиска  новых вещей, и, будучи гибким, нужно иметь возможность менять «старые привычки». Но также необходимо хорошо разбираться в традициях, чувствовать их и иметь связь с ними, ведь вы сможете понять новое, только если знакомы со своим прошлым.

А если исполнитель сталкивается с современным музыкальным материалом впервые? Какие трудности его ожидают?

Современная музыка часто усложняет ритмические и гармонические структуры. Кроме того, трудно следовать мелодическим линиям, потому что мелодии часто словно «прыгают» между очень высокими и очень низкими нотами. Мы должны просто поближе познакомиться с этими элементами, ведь сложность не является стеной между нами и нашими чувствами, а скорее выступает сокровищем, которое дает нам возможность выразить наши эмоции даже лучше, чем более привычным, «обычным» способом. Богатство чувств, а не их сложность – это то, что мы ищем в наших интерпретациях и хотим предложить нашим слушателям.

Кто на данный момент участвует в Ukho-ensemble? Очевидно, коллектив должен быть гибким и адаптироваться под разные составы.

«Стандартный состав» Ukho-ensemble состоит из струнного квинтета, духовых инструментов, арфы, фортепиано и ударных. Это коллектив из приблизительно 20 музыкантов (что, конечно, уже подразумевает «гибкость»), что дает нам возможность играть много шедевров, которые предполагают состав, слишком «маленький» для симфонического оркестра и слишком большой для ансамбля камерной музыки. Собрать коллектив было не так трудно, так как было получено более 100 заявок!

Много ли людей было на прослушивании? Чем, на ваш взгляд, их заинтересовал проект?

Мы пригласили около 50 человек на прослушивание. Мотивы у всех были разные, но все претенденты, как мне показалось, были очень взволнованы и заинтересованы в нашем проекте! Я выбрал 18 музыкантов, которые являются «ядром» ансамбля, плюс около 10 исполнителей, которые присоединятся к нам, когда нам понадобится больше музыкантов (мы считаем наш коллектив гибким с возможным количеством музыкантов от 6 до 30).

Что касается правил отбора, то даже несмотря на то, что это ансамбль современной музыки и на прослушивании я просил сыграть выдержки из сложного современного репертуара, я все-таки в первую очередь настаивал на качестве классических интерпретаций, в частности Моцарта и Баха. Делая это, я вспоминал итальянский опыт, когда на прослушиваниях просят сыграть десятки произведений, написанных во всевозможных стилях, в результате чего средний уровень итальянских оркестров не самый лучший. Вместо этого при прослушивании в оркестр Берлинской филармонии –  самый лучший оркестр в мире – необходимо сыграть один фрагмент из произведений Моцарта и еще один на выбор. И это логично: если вы можете отлично сыграть Моцарта, то вероятно, что вы все можете хорошо исполнить любую музыку.

Как будет выглядеть творческая жизнь коллектива? Будут ли концертные туры по Украине и миру? 

Мы начнем с первого сезона концертов в Киеве и уже думаем о национальных и международных коллаборациях – например, для записи дисков с итальянском лейблом Страдивари и для концертов за рубежом в будущем.

Мы действительно заботимся о качестве наших программ, а также о том, чтобы они имели сильную внутреннюю согласованность. В то же время я хочу, чтобы оркестр укоренился в своей родной стране. Так, уже на втором нашем концерте мы будем играть 4 новых произведения молодых украинских композиторов, которые пишут для нас некоторые «Hommages» в честь 90-летия французского композитора и дирижера Пьера Булеза. Кроме того, в следующем сезоне некоторые западноевропейские композиторы напишут новые произведения  специально для нас.

Где проводятся репетиции? И за счет чего в настоящее время существует ансамбль? 

Мы очень рады, что нашли своего рода «дом» в Plivka, новом творческом пространстве/концертном зале в центре Довженко, который в настоящее время в ремонте. Мы будем проводить наши репетиции, а также большую часть наших концертов в Киеве именно там, даже если иногда мы будем играть и в других местах, как, например, в Национальной филармонии (там состоится наш пятый концерт, запланированный на май 2016 года).

За всей структурой Ukho-ensemble стоит концертное агентство УХО, существующее в основном за счет сбора средств. С одной стороны, это стандартная схема, а с другой стороны, наш энтузиазм является не менее важной составляющей, которая позволила воплотить мечту в реальность.

Вы заняты во многих музыкальных проектах по всему миру. Как будут проводиться репетиции в Киеве? Вы будете приезжать только тогда, когда этого требует ситуация или же на время переехали в Украину?

Несмотря на свой плотный график, я начал этот проект с большой страстью и мотивацией, и сегодня, я думаю, что эта же самая страсть «слышна» и среди наших музыкантов. У меня есть ощущение, что мы все вдохновляем друг друга и именно поэтому мы очень рады проводить вместе по 8 репетиционных дней для подготовки каждого проекта, что почти в два раза больше, чем обычная репетиционная сессия коллектива современной музыки. Мы стараемся предложить публике весь максимум, на который мы способны. А сейчас я на самом деле провожу достаточно много времени в Киеве, чему очень рад.

Европейская аудитория имеет более разнообразный слушательский опыт и в результате лучше подготовлена к восприятию концертов современной музыки. Как организаторы и музыканты должны работать с украинской публикой, чтобы наши слушатели не думали, что современная музыка – это что-то сложное и недоступное?

Современная музыка часто звучит сложно, потому что сами музыканты до конца не понимают ее. Таким образом, первое, что мы постараемся сделать, это переступить границу сложности и передать публике все эмоции от исполнения и интерпретации с не меньшей отдачей, если бы мы играли Шуберта или Вивальди! Также я предложил проводить «открытую репетицию» перед каждым концертом. Мы будем приглашать как можно больше людей – в частности тех, кто, как правило, не слушает такую ​​музыку. Так что у них будет возможность познакомиться с этим репертуар не только во время концерта, но и «наблюдать и слушать», как мы работаем над этой музыкой шаг за шагом.

Почему для дебютного концерта была выбрана именно такая программа: Toru Takemitsu: Tree line, Gérard Grisey: Partiels, Olivier Messiaen: Oiseaux exotiques, Toshio Hosokawa: Drawing?

Духовность и новаторство! Вот что связывает композиторов в дебютном концерте нашего коллектива. Тору Такэмицу создает мир, который гораздо больше, чем простое слияние между западной и восточной культурой. Он создает вселенную, рожденную от величайшей любви к человеку и природе.

У Жерара Гризе было видение неслыханной гармонии, которую он открыл, изучая гармонические частоты, запрятанные в звуках. Это музыка, которая не похожа на любую другую, но которая за счет своей естественной природы обладает архаичной и почти мистической силой.

Тосио Хосокава продолжает размышления на тему времени и пространства, которая была открыта Такэмицу, позволяя инструментам «рисовать» музыку с элегантностью великого японского художника.

Оливье Мессиан позволяет себе вдохновляться  пением птиц, которое он трансформирует в ликование цвета и в то же время эта музыка звучит, словно праздник жизни.

Высокая поэзия, бесконечная любовь для всего, что существует на планете, и постоянные поиски красоты исходят от этих четырех композиторов, которые передают самые красивые «послания», которыми мы поделимся с публикой на нашем первом концерте.