Замовити книгу "Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі". Вілл Гомперц

New music view: Елена Серова о «Музыке для 18 музыкантов» Стива Райха

12.11.2015

Спецпроект “New music view” в рамках фестиваля новой музыки “Visionaries and Illuminati” – это отклики украинских композиторов и исполнителей на самые яркие фестивальные события. Своими размышлениями о «Музыке для 18 музыкантов» одного из основоположников музыкального минимализма Стива Райха поделилась Елена Серова – композитор, постоянная участница международных фестивалей новой музыки и концертных проектов в разных городах Украины и мира, работающая преимущественно в симфоническом и камерно-инструментальном жанрах.

12242074_10207132046452332_938073464_n

Если, придя на концерт, вы видите на сцене четыре рояля, пару-тройку маримб, ксилофонов и затесавшийся между ними металлофон, с большой вероятностью вы в самое ближайшее время погрузитесь в пространство минимализма. И, если это будет Стив Райх и его «Музыка для 18 музыкантов», вы просто обязаны выйти из осознания окружающей действительности на 55 минут, подключив к слуховому восприятию музыкальной композиции все остальные органы чувств. Из равномерно пульсирующего воздуха музыка будет прорастать в середину вашего подсознания подобно кристаллу, к которому вы сможете мысленно притронуться руками, обойти все грани, наслаждаясь сиюминутно изменчивым ароматом и мельчайшими оттенками светотени каждой из одиннадцати звучащих гармоний. Психоакустическое эхо каждой из этих одиннадцати гармонических граней звучащего времени композиции выстраивается в одиннадцать последовательных спектральных медитаций, уводящих вас за собой в волшебство, где время и пространство превращаются в единое целое.

DSC03331www

Примерно так можно описать ощущения многочисленных слушателей в зале Центра Довженко во время исполнения «Музыки для 18 музыкантов» оркестром Armonia Ludus и вокалистами из ансамбля Alter Ratio под руководством Михеила Менабде, которое состоялось во вторник, 10 ноября. И ведь не только зала! Магнетическое влияние композиции целиком захватило и музыкантов на сцене, проявляясь в завораживающих медитативно сосредоточенных движениях ударников и в какой-то момент почти шаманском танце дирижера.

DSC03321ww

Композиция «Музыки для 18 музыкантов», несмотря на кажущуюся медитативную свободу, имеет четкую разделенную на секции структуру. В ее основе – цикл из одиннадцати аккордов, которые проводятся в последовательном виде в начальной и заключительной секциях. Музыкальный материал остальных секций основан на последовательном развертывании каждого из одиннадцати аккордов. Роль фактурного клея, связывающего весь музыкальный процесс воедино, исполняют здесь остинатный пульс маримб и блуждающие из секции в секцию репетитивные ритмогармонические пульсации и ритмоинтонационные паттерны, способные подобно спектральному калейдоскопу мгновенно перекрашивать себя во все новые и новые темброво-гармонические цвета. «Моя главная забота – это красивая музыка», – подчеркивал Стив Райх. И действительно, ежесекундно возникающей реакцией слушателя на постепенно развертывающийся процесс «Музыки для 18 музыкантов» было слово «красиво».

Красивым был в первую очередь звук. Звук, созданный Райхом, воплощенный Armonia Ludus, оставшийся на стенах зала и ушедший в глубину подсознания слушателей. Звук, который словно расщепил многогранный тембр композиции на пространственную и временную координаты, был одновременно статичен и динамичен. Звук, который в постоянно прорастающих один из одного паттернах рисовал каждый раз новое спектральное эхо в звучании музыкальных инструментов и голосов, одновременно последовательных и единых. Именно эта поистине завораживающая тембральная игра пространственной вертикали и временной горизонтали звучания «Музыки для 18 музыкантов»  в середине 1970-х годов открыла слушателям дверь в новое понимание звука как самостоятельно живущего «эмансипированного» выразительного средства, независимого и свободного от всего лишнего. Тембровое решение композиции в результате превращает ее в единый длительно пульсирующий и постоянно трансформирующийся звуковой объект.

DSC03337ww

Чем важен для нас полученный в этот дождливый вечер слуховой опыт восприятия именно «Музыки для 18 музыкантов»? Наверное, возможностью, услышав, осознать глубину минималистского полимышления, растянутого и одновременно объединенного в пространстве и времени. В пространственной координате стираются границы между востоком и западом совмещением традиции индонезийского перкуссионного музицирования (гамелана) и западноевропейской средневековой структурной композиции (cantus firmus). Новое отношение к организации звучащего материала как к независимому звуко-информационному потоку, соединенное с архаичными остинатными принципами организации фактуры, нивелирует историческое время, звучание которого уже не детерминировано эпохой: оно присутствует одновременно во всех мирах.