neimovirni-1400x90

Алена Сапонова: фотограф на связи со Вселенной

chernozem.info 07.02.2018

«Эта вся история о том, как маленькая девочка, мечтая о прекрасном, создала коварный план сделать украинское искусство самым желанным во всем мире» (Алена Сапонова)

22554865_859878457512794_7287610175342184477_n

Интервью с фотографом Аленой Сапоновой могло никогда не завершиться, потому что говорить с ней CHERNOZEM готов часами. О жизни и работе, о миссии и долге, о само- и пожертвовании, о сделанном и задуманном… Однако повод, который положил начало этим беседам (первой – в июле прошлого года, второй – в ноябре, а третьей – в начале февраля этого) – ее фото-проект #ArtistFromWithinWorkshop по результатам съемок в мастерских украинских художников. Чтобы узнать о нем больше, CHERNOZEM зашел издалека.

Алена, какие Вы знаете т.н. «смертные грехи»?

– Тщеславие, Сребролюбие, Обман, Прелюбодеяние… А почему Вы спрашиваете?

Решил пойти «от обратного» – сначала спрошу про смертные, а потом – и про бессмертные, т.е. про те, которые дают художнику место в Вечности и мастерскую во Вселенной.

– Так я вообще отрицаю такое понятие, как грех.

Но это же «в лапках» для остроты подачи и восприятия!

– Все равно. Греха нет. Человек, особенно творческий, конечно, может сделать ошибку, но это что-то другое…

1-saponova-photography-art-saponova-fotografiya

*«Аngel. Voyage. Путешествие на землю» из серии “Мої Lady”

Вы называете это экспериментом? Тогда что заставляет человека экспериментировать?

– Это познание, любопытство, вдохновение, страсть, искушение…

А бывает, что искушение приходит в процессе познания или оно возникает на этапе знакомства?

– Познание – глубже, чем знакомство… А еще есть кураж – это когда человек впадает в страсть и не может остановиться.

Так можно далеко зайти, и придется потом долго искать пути назад.

– А я поняла для себя такую крутую штуку (поработав с художниками), что отношения должны быть у каждого напрямую со Вселенной. Люди же все несовершенны в своем познании. Поэтому если что не так, если я чем-то недовольна – надо выяснять у Вселенной и быть с ней все время на связи. Тогда и не заблудишься.

2-saponova-saponova

*Елена Сапонова, размышления в Эфесе: «Начало есть более чем половина всего» (Аристотель).

Т.е. при Ваших выяснениях отношений со Вселенной ни один человек не пострадал?

– Конечно же, и я несовершенна, но я работаю над собой (улыбается). Эмоции – это важный сигнал, и их надо слышать в себе, но страдать от этого другие люди не должны.

И как же Вам работалось целый год над проектом, о котором нельзя никому не рассказывать, т.е. выпускать эмоции в мир?

– Мы изначально решили сделать эксперимент, поэтому говорить в процессе было не о чем – надо было просто делать, как захотела.

А тексты чьи? Надо же как-то объяснить читателю/зрителю суть проекта, в котором фрагменты мастерских и почти никаких готовых арт-объектов…

– Вообще-то мы тексты сами писали с Игорем. Каждый писал свой текст. (Игорь Абрамович – международный арт-дилер ведущих украинских современных художников и скульпторов, партнер проекта – прим.ред.) . Но кто сказал, что в арт-буке должны быть большие тексты?

Так это арт-бук или фото-альбом?

– Важен результат, а не название: на страницах – люди, которые поддерживают пламя творчества в мире визуальной культуры.

Художники видели фото, отобранные для окончательной версии? Или, может быть, даже активно участвовали в их создании, а не просто работали в своей мастерской, пока Вы снимали?

– Изначально все помогали. Когда начались съемки, то появилось много интересного и разного материала, так что надо было решить – как выбрать и скомпоновать…

А Игорь как-то протежировал в контактах с мэтрами?

– Ну, было немножко… Я старалась при съемке учитывать интересы всех сторон и сильно не отвлекать – проект же общий, всех должен был устроить результат. И, конечно, я заходила в мастерскую после того как Игорь договаривался с художником.

И художники переставали замечать, или чувствовали спинным мозгом?

– Я попадала в разные обстановки, и когда были особенно рабочие дни – не замечали.

3-saponova-photography-art-saponova-zigura

*мастерская Егора Зигуры из проекта #ArtistFromWithinWorkshop

А когда замечали – начинали причесываться и бриться? Вы же девушка с лучистыми глазами…

– По крайней мере, реакции художников на меня в книгу не вошли (пытается не улыбаться).

Она вся черно белая?

– Разная. Она не на цветах, а больше на чувствах. На моих ощущениях. У каждого художника же свой цвет… Помню, я когда работала в очень известном ювелирном доме, то руководитель сильно настаивал записывать задачи на день разным цветом. А если мы этого не делали – нас штрафовали.

Вы работали в театре Карабаса Барабаса?

– Нет, у очень целеустремленного человека. Который все время поднимал планку. И я сейчас часто не понимаю, как же сделать на 100% – так, чтобы я сама сначала была довольна собой… Необъяснимый словами замкнутый круг «результат – требования – результат».

4-saponova-photography-art-saponova-fotograf

*Matilda Marina и Danya Danilyuk  из фото-серии «Рисуй»

А часто бывает, что Ваш внутренний вкус выше внешнего эксперимента?

– Да, и я не боюсь показать, что в этом – несовершенна.

А кто совершенен?!

– Тот, кто верит. Но вот внутренний критик… особенно когда присоединяется внешний… Есть разные направления, разные темы, которые у меня уже отточены и которыми я бы хотела заниматься…. Но кричать «я молодец!» я не могу… Могу, конечно, немножко, но не больше (улыбается).

И какие же это «отточенные темы»?

– И девушки “ню”, и жанровая документальная фотография, и арт, и есть много уже конкретных проектов… (начинает раскрывать папки и раскладывать фотографии) и, конечно, дети – я безумно люблю фотографировать детей, с них я начинала…. Я понимаю, что дело даже не в технике и не в идее – момент главное, в моменте волшебство… Художники – они же всегда создатели чего-то нового, что потом начинает расходиться кругами, и фотографы – не исключение.

5-saponova-photography-art-saponova_

*близняшки из серии «Мої Lady»

Получается, что фотообъектив – это такой же инструмент, как кисть, резец, мастихин и пр.?

-Да. В помощь новичкам на фотоаппарате есть даже такая функция, которая приучает к художественному видению.

В последнее время очень много исследований по поводу Парижской коммуны, Живописного заповедника и прочих известных уже лет двадцать как художественных союзов и объединений. Но сравнительно мало говорят о новом поколении, которое совершенно другое и совсем еще никуда не примкнувшее. Вы ощущаете конкуренцию в искусстве?

– Спросите еще про здоровую конкуренцию! Здоровая конкуренция – это вообще внутренне противоречивое понятие. Здоровое может быть только партнерство. Конкуренция в творчестве – это катастрофа!  Надо дружить, надо наполнять друг друга энергией проектов, надо гордиться друг другом, поддерживать, чтобы  зарекомендовать себя в мире как единый организм, который слаженный, сильный, который достойный внимания и доверия…

6-saponova-photography-art-saponova-bileckaya

*арт-портрет из проекта FLOWER CLOUD

Это в Вас сейчас говорит маркетолог?

– Маркетинг у меня течет по венам, тут от этого не уйдешь (смеется). Просто хочется, чтобы украинское искусство – в том числе фотография, вся визуалка, танцы, музыка – «выстреливало» в мире, чтобы было престижно иметь у себя работы украинского художника.

Наверное, в первую очередь, тех, кого Вы снимали? Скажите, как они все подобрались – возвращаясь снова к Игорю и его участию в осуществлении проекта.

– Это же все очень личное – пространство мастерской…. Мне для начала работы нужна была поддержка авторитетным именем.

А у него именно такое имя?

– Для меня на сегодня это единственный человек, который закрепился в своей области и уверенно держится. Поэтому я к нему и обратилась, и сейчас это наш с ним проект

А насколько художники смогут корректировать развитие проекта, или они, в данном случае, объектны?

– Я буду очень рада, если они будут вносить свои предложения. Все может обсуждаться. Считаю наших художников очень талантливыми и счастлива творить с ними.

А можно сказать, что если бы в книге затушевать имена и убрать портреты, то все равно можно было бы узнать – где чьи мастерские? (в первом пуле были отсняты мастерские  Назара Билыка,  Алексея Сая, Василия Цаголова, Алексея Золотарева, Виктора Сидоренко, Романа Минина, Олега Тистола, Павла Макова, Егора Зигуры, Анатолия Криволапа – прим.ред.)

– Надеюсь, что в большинстве случаев – да. В каждом фото какие-то элементы индивидуального визуального языка конкретного художника. И фотографии говорят на нем с читателями (или зрителями?) книги.

7-saponova-photography-art-saponova-zigura

8-saponova-photography-zigura-art-saponova
*страницы из каталога Егор Зигура проекта AWAKING

Как в итоге будет выглядеть книга?

– Это будет расширенное коллекционное издание с отдельными фото-буками в лимитированной серии и одна общая книга, где будут представлены все художники проекта, но в более сокращенной версии о каждом. На английском версия версия уже есть, но это было не сложно сделать, так как текста же мало и для перевода не надо много усилий.

9-saponova-photography-art-saponova-proekt

*первое издание проекта #ArtistFromWithinWorkshop

Думаю, что это очень ценная вещь для коллекционеров – иметь книгу о мастерской, где создавались работы из их коллекций.

– Но молодым художникам тоже интересно! Для всех, кто что-либо творит.

А я бы купил отдельно коробочку и покупал отдельно книги о тех художниках, которые моем личном приоритете.

– Понятно, что мы не всех смогли в одну коробочку вместить из тех, которые нравятся. Да много кого надо еще доснимать! А от уже отснятого, но не вошедшего в книгу, у меня осталось много артовских фотографий, и из них будут составлены выставки для презентаций арт-бука… Есть целый план по «вживлению» в информ-пространство этого проекта, и он развивается.

__________________________________________________________________________

*на момент публикации интервью фото-выставка проекта экспонируется в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Украины

___________________________________________________________________________

А Вы можете обещать некоторые арт-фотографии дарить в качестве бонуса покупателям всего набора арт-буков?

– У меня еще корона, мне надо, чтобы сами попросили (смеется).

А молодые художники тоже должны попросить, или вы с Абрамовичем сами обратите на них свое внимание – на Машу Куликовскую, Рому Михайлова…

– А у Ромы Михайлова есть мастерская?!

На момент нашего разговора CHERNOZEM не обладает точными данными по этому вопросу. 

– Было бы замечательно, чтобы имел. И не только он, а все молодые и талантливые. Мы же только вывели проект в люди и будем развивать – с кем, как не с ними?

Когда Вы говорите «мы» – подразумевает ли это некое партнерство или Вы получите гонорар за проект, славу – поделите, а прибыль – кто-то другой?

– Честно признаюсь, что это для меня не коммерческий проект, да я и не хотела этого. Я пришла к Игорю и сказала, что хочу снимать художников. Игорь поверил в меня, и художники были передо мной в своих рабочих ипостасях. Знаете, у меня от этого просто звездочки из глаз вылетали (показывает этот процесс). Ведь кого угодно же не пускают в мастерскую! Я, например, не пускаю, если просто люди хотят прийти и посмотреть, как я работаю, хотя я и не известный художник, а тут – пожалуйста!

Вы уже презентовали его широкой публике?

– Да, это было на фото-ярмарке (PHOTO KIEVприм.ред.), мы представили всего 26 работ – 20 из тех, которые уже вошли в сборник, и по 2 работы о 3-х художниках, с которыми работаем сейчас.

10-saponova-photography-art-saponova-vystavka

*работы Алены Сапоновой из проекта #ArtistFromWithinWorkshop на фото-ярмарке PHOTO KIEV 

Интересно, а работы вообще-то покупались во время ярмарки? Чужие? Ваши?

– Покупались. Но мне кажется, что проект #ArtistFromWithinWorkshop и его контент сложен для первого восприятия. Другие проекты красивы сами по себе – красивое лицо, птичка, цветок – и понятны людям: и куда повесить, и как смотреть. А мой проект не претендует на суперкачество или красоту в декоративном смысле, хотя и не без завораживающей эстетики. Задача другая: объединить пул художников в один виртуальный творческий организм, а потом показать его людям и самим художникам.

Значит, главная цель – презентационная?

– Не только цель, целая миссия документации. Ну а если говорить о выставочной или коллекционной стороне, то проект мог бы купить какой-нибудь музей или галерея, которые имеют в своей экспозиции работы этих авторов. Тогда фото могли бы идти сопровождением к картинам или скульптурам.

Ну а что делать офисному, так сказать, работнику, который захочет иметь эту импрессию рядом в течение дня – это были кабинетные по размеру фотографии?

– По длинной стороне 90 см, так что вполне кабинетные. Хотя сами фотографии сделаны в таком качестве, что их можно растянуть, и тогда оформить видами художественных мастерских хоть все стены в своем кабинете.

11-saponova-photography-art-kryvolap-saponova-krivolap

“Анатолий Криволап, #ArtistFromWithinWorkshop

Ага, и работать среди великих! Ну, дай-то Бог, чтобы было востребовано все, что достойно внимания в любом формате. Самих продаж, как у фотографа, у Вас же пока еще немного?

– Немного, но это потому, что у меня хобби их дарить. Вот Вам на память о нашей встрече (подписывает фото из папки)

О, спасибо! Хочу сказать, что от того, как у вас все получится с этим проектом, зависят, может быть, многие вещи в развитии рынка – можно ли работать с искусством в производной степени. Например, в рекламе – используя эти фото мастерских для иллюстрации некоего творческого процесса. Вы согласны, что с искусством можно работать как с исходным материалом для креативных индустрий, той же рекламы?

12-saponova-photography-art-saponova-art-portret

*арт-портрет

– Конечно, нет. Нельзя художника в рекламу. Пока коммерция не начнет работать на искусство, а не наоборот.

Это кто сказал?

– Это я говорю. Официально. Маркетинг, как говорится, съест художника и косточек не оставит. Это мои чувства и понимание, потому что есть опыт работы в маркетинге, в ивент-агентстве, чуть-чуть работала в фешн-бизнесе и говорю о потребительском характере рекламы. Пока коммерция не начнет ценить художника как Создателя, Творца – нельзя. Вот замечательно сказала Таня Шатц, что без художников мы бы жили все в коробках и ходили в мешках. И когда мне бизнесвумен говорит «Какие-то там художники!…», то я в ответ буквально воспламеняюсь: «На тебе платье с художественным принтом, которого бы просто не было без художника!»

13-saponova-photography-art-saponova-lobortas

*Татьяна Шатц и Алена Сапонова на презентации изделий Ювелирного дома “Лобортас”

Так, а когда, по-Вашему, начнут ценить художников? Этим же надо заниматься постоянно!

– Так я же этим и занимаюсь. Чего бы это мне не стоило.

И я о том же – художники каждый день должны чувствовать внимание со стороны! Вот я приду и скажу: давайте выпускать фото-обои с вот этими вот мастерскими – и что?

– И все – художник уже ремесленник!

Но мы же сделаем продукт, и художник (и фотограф – я и о Вас забочусь) получит роялти.

– А не может потом стать так, что он и там, и там, и там, и везде будет и быстро надоест?

Вы сейчас про Гапчинскую? (общий смех) Но почему такие вещи не могут быть в категории премиум? Мы же говорим о развитии проекта и пока ничем не рискуем – просто фантазируем…

– Возможно. Но если только по любви. Все должно быть по любви. Как получилось с проектом: я отказалась практически от всех других заказов и занималась художниками.

14463117_656936977806944_8626249659807799690_n

А кто и когда должен сказать Вам спасибо за такую самопожертву?

– Самопожертвы не было. Проект многому научил меня и это ценно. Есть хороший нужный материал. В данной ситуации благодарю я – за сумасшедший опыт и нереальное ощущение восторга!

То есть между реал крейзи и нон-реал крейзи Вы выбираете нереальное сумасшествие?

14-saponova-photography-art-saponova-zoowe

*из проекта #ZOOWE

– Тут такой возникает профессиональный выбор: либо возвращаться к заказам, либо гнать еще дальше… С некоторыми вещами можно так играться, что жизни не хватит! Каждый день у меня идет какая-то практика… Вот смотрите – гимнастки, артистки… а вот касательно селфи у меня вот такая есть – очень нравится…

23517978_871406766359963_699373532873768358_n

– И вот таких подобных экспериментов очень много – хватит на отдельный проект… и вот таких… (продолжает раскладывать фото)

В любой беседе должна остаться недосказанность…

– Вот это фото называется «Большая рыба»… Вот детки… А вот еще…

15-saponova-photography-art-kdt-saponova

*backstage балета KDT, photo-art

Я понял, что сделано очень много и еще больше хочется сделать. Предлагаю резюме…

– Понятно, у Вас от меня визуальное пресыщение (смеется).

Я просто хочу быстрее написать текст наших встреч!

– Тогда до новых! (уходит)

16-saponova-art-saponova

*Елена Сапонова «Завтрак у Тиффани»

P.S. «Мне очень нравятся книги. Преклоняюсь перед теми, кто умеет грамотно доносить мысли, красиво выкладывая их буквами на бумаге…» (Алена Сапонова)

***

Alena Saponova: Photographer in Contact with the Universe

“The whole story is about a little girl who while dreaming created a cunning plan to make a Ukrainian art the most desirable in the whole world” (Alena Saponova)

The interview with the photographer Alena Saponova had all chances to never finish, because CHERNOZEM is willing to talk to her forever. About her life and work, mission and commitment, self- and sacrifice, about things done and planned… The motive of the talks (the first in last July, second in November and third – in early February this year), has been however, her photoproject #ArtistFromWithinWorkshop as resulted from photoshoots taking place in studios of Ukrainian artists. To learn more about the project, CHERNOZEM started from afar.

Alena which so-called “deadly sins” do you know?

– Pride, greed, envy, lust… Why are you asking?

I decided to use the reverse tactics – first, I will ask you about the deadly things, and then – about deadless, i.e. those which give to the artist a place in the Eternity and provide the studio in the Universe.

– Well, I negate any notion of sin then.

I see, that’s why I use the quotation marks for the presentation and perception acuity!

– Still. There is no sin. A person, especially the creative one, can of course make a mistake, but it is something other…

*”Аngel. Voyage. Trip to Earth” from series “Мої Lady”

You call it experiment, right? What makes a man experiment?

– It’s cognition, curiosity, inspiration, passion, temptation…

Can it happen, for instance, that a temptation comes during cognition? Or it rather appears at the acquaintance stage?

– Cognition is deeper than the acquaintance … There’s also courage. It’s when a person sinks in passion and cannot stop it.

Like this, one can go very far, and after look for the way back long enough.

– I understood one very cool thing (after working with artists): everyone should have relations directly with the Universe. All the people are not perfect in their cognition. That is why, if something goes wrong, if I’m not ok with anything – I need to see it with the Universe and be in contact with it all the time. Like that, you’ll never be lost.

*Helen Saponova, reflections in Ephesus: “The beginning seems to be more than half of the whole”(Aristotle).

In other words, your sorting out the relations with the Universe caused no harm to any man?

– Of course not, but I am no perfect either, but I refine myself (smiles). Emotions are the important signal, they need to be heard within, but no harm may be caused to other people.

So, how was it, to work for the whole year on the project which you couldn’t talk about, i.e. release the emotions into the world?

– Initially, we decided to experiment, that’s why there process was not much to talk about – I just needed to do what I planned.

Who wrote the texts? After all, you needed to explain to the reader/viewer the essence of the project with its fragments of artistic studios and almost no ready art objects …

– Well, together with Igor we wrote the texts ourselves. Every one of us wrote the text of its own. (Igor Abramovich – international art-dealer for the leading Ukrainian modern artists and sculptors, partner to the project – editor’s note). Who told you though that the art book should contain longreads?

So, it’s an art-book or a photo album we are talking about?

– It matters the result, not the name: it’s pages depict people maintaining the artistic flame in the world of visual culture.

Have the artists seen the photos preselected for the final version? Or, maybe they even took active part in the performance, rather than working in their shops while you were shooting?

– Initially everybody helped. When the shooting started, a lot of interesting and new materials appeared, so we had to decide – how to select and compile it …

What about Igor, did he pull any strings in contacting with the masters?

– Well, a bit … When shooting, I tried to account for the interests of all the parties without disturbing them much – it’s the joint project, after all, everybody must be fine with the result.  And, of course, I entered the studio only after Igor’s having settled all with an artist.

What about the artists, did they stop noticing you, or still could feel your presence with their spine?

– I’ve been to different situations; on working days they didn’t notice me.

And when they did, brushed and shaved? You are a girl with radiant eyes…

– Anyway, the artist’s reactions to my presence were not included into the book (restraining her smile).

Is it all black and white?

– Different. It is not on colors, but rather on feelings. On my sensations. Every artist has his own color… I remember once, I worked for a very well-known jewelry store, the there manager strongly  insisted on putting down the tasks in to-do-list in different colors. Those who failed was fined.

You worked in Stromboli’s theater?

– No, I didn’t, but he was a very ambitious man, who was always raising the ante. Now, I don’t understand, what to do to perform 100% – in such a way, that I am content with the result myself in the first place… A vicious circle “result – demands – result” one cannot find words to explain.

How often does it happen so that your inner taste is higher than the outer experiment?

– Quite often, and I am not afraid to show my imperfection in this aspect.

Who is perfect?!

– The one who believes. However, this inner criticist, especially together with the outer one… There are different trends, themes which I have refined and would like to engage in …. I cannot though yell out Ï am good”! at every corner… Well, of course I can, but a little bit not more (smiles).

What are they – your “refined themes”?

– Nude girls, scenic documentary photography, art and many other particular projects… (opens folders and displays photos) and, of course, children – I love making photos of children, they are what I started with …. I understand that it’s not about the skill not even about idea – the moment matters and magic within … Artists, they always create something new, something which will then diverge in circles, the photographers are not an exception.

So, you are saying that the photolens is the same tool as brush, cutter, palette-knife, etc.?

-Yes. In aid for newbies the camera has a special function designed to develop the artistic vision.

Lately, there’s been many surveys dedicated to the Commune of Paris, Picturesque Sanctuary and other unions and associations known for the recent 20 years artistic. The new generation – being totally different and in no associations so far – is though relatively in little focus. Do you feel that competition in art world?

– Well, you’d also ask about positive competition! Positive competition is internally contradictory notion. Only partnership can be positive. Competition in the world of art is a disaster! In this world we need to be friends, fill each other with energy of our projects, support in order to prove ourselves as an integral whole – coherent, powerful and worth of heed and trust…

Is it your inner marketer speaking right now?

– Marketing is running through my veins, I cannot hide from it (laughs). I just want the Ukrainian art – including for the photography, all visuals, dances, music – to “firework” in the world, so that possessing works by Ukrainian artists became prestigious.

Maybe by those whom you shot? Can you tell me, how you selected them – coming back to Igor and his participation in the project.

– It is all very personal – the space of the studio… In the beginning of my work I needed the support by an influential name.

Is he the one? Influential?

– For me today he is the only person who’d solidified his position in the trade and holds to it. It’s for this reason that I came to him and now it is our joint project.

And artists, can they adjust the project flow, or rather play attributive role?

– I would be very glad if they offer something themselves. Everything is negotiable. I consider our artists to be very talented and I am happy to create together.

Is it true that with names blurred and portraits removed one still can recognize which studio belongs to what artist? (the first pool represented the studios of Nazar Bilyk, Aleksey Say, Vasiliy Tsagolov, Aleksey Zolotarev, Viktor Sidorenko, Roman Minin, Oleg Tistol, Pavel Makov, Egor Zigura, Anatoliy Krivolap – editor’s note).

– I hope that in most cases – yes. Every photo depicts certain elements of individual visual language of a particular artist. The photos use the language to communicate with the reader (or viewer) of the book.

What will the book look like?

– It will be an extended collector’s work including separate photo-books in limited edition and one general book outlining all the participating artists, with reduced text about every one of them. The English version is already available. It was easy to make, as there is just little text, so not much efforts required for the translation.

I think it’s precious for every collector – having a book about an art studio where pieces of art they possess have been created.

– Young artists are also interested, though! For all who creates whatever.

I would buy a separate box and then buy separately books about those artists who I personally prioritize.

– It is clear that we were unable to fit all those whom we like in a single box. There is a lot to shoot more! I still have art photos of those shot but not included into the book, they will make a selection for the project presentation exhibition… There is a complete plan on how to integrate the project into the info-space, and it is being developed on.

_____________________________________________________

*at the moment of the interview the photo project was exhibited in the Diplomatic Academy of the MIA of Ukraine.

Can you promise to present some of the photos as an incentive to the buyers of the whole selection of the art-books?

– I’m a big fish, I need them to ask for it (laughs).

What about young artists? Should they also ask, or Abramovich and you will pay attention to them? I mean Masha Kulikovska, Roma Mikhailov…

 Does Roma Mikhailov have a studio?!

At the moment of the interview CHERNOZEM had no particular information about it.

– It would be great if he had one. And not only him, all young and talented ones. The project is just being set on its feet and developed on – together with them, definitely. There’s nobody else!

When you say “we”, do you mean a certain partnership or you just get royalties for the project, share the glory, the profit goes to somebody else?

– Well, I’ll tell you the truth, it’s no commercial project for me. I didn’t want it to be such anyway. I came to Igor and told him about my wish to photograph the artists. Igor believed in me, so I got the artists before my camera in their working roles. You know, having realized that, I went dizzy (imitates the condition). Not everyone can parade in an artist’s studio! For example, I don’t allow people to my studio just to watch the way I work, I’m not a famous artist though. And here – just come and watch!

Have you already presented the project to the public?

– I have, yes, during the photo-fair (PHOTO KIEV – editor’s note). We presented 26 pieces, with 20 of them included into the book and 2 works each about 3 artists we are currently working with.

Yeah, and work amid the great people! Well, let’s hope that noteworthy things were in demand no matter the format. You sell not much as a photographer, right?

  • Not much, indeed, but this is mostly because of my hobby to give them away. Here’s for you as a reminding of our talk (signing the photo from the folder)

Well, thank you! I’d like to mention that maybe a lot of things in the development of the market depend on your success with the project – e.g. making it possible to work with art in derivative. For instance, in advertising – making use of these photos for the illustration of a particular creative process. Do you agree that art can serve as a material for creative industries, e.g. advertising?

– Of course, I don’t. Advertising is no place for an artist. At least, until the commerce begins to work for the art, and not vice versa.

Who told that?

– Me. I am telling it. Officially. Marketing as they say will eat an artist leaving no bones behind. This is my feeling and understanding because I have an experience in marketing, event agency, a little bit in fashion, so I can speak about the consumerist nature of advertising. It’s not before the business starts to value the artist as a Creator. Tania Schatz had once a very strong point saying that without artists we would live in boxes and wear sacks. And again, when I hear a businesswoman telling me “Artists nothing!..”, I see red: “You’re wearing a dress with artistic print, woman, which wouldn’t simply exist if it wasn’t for artists!”

So, when do you think they will start to value the artists? It requires constant work, isn’t it?

– That’s what I am doing. Whatever the cost.

That’s what I mean. Artists need to feel attention from the public! Imagine myself offering: “let’s produce photo murals with these studios on them” – so what’s next?

 – Next is that the artist turns to a crafter!

But we will manufacture a product, and the artist (as well as the photographer – I care about you) will get royalties.

– Well, but it may happen so, that he/she will be there, there and over there making the public be fed up with?

You are hinting at Gapchinska, right? (laughing together) But why things like that cannot be categorized as premium? We are discussing the project development, no start yet, so no risks – just dreaming up…

– Possibly. But only for the sake of love. Everything should be “for love”. Similarly, it happened with the project: I refused to all other clients and took it up.

Then, who and when should thank you for such a self-sacrifice?

– There wasn’t any self-sacrifice. I learned a great deal during the project, that’s what values. There is a good and needed material. In this case it’s me to be grateful for this crazy experience and unreal feeling of delight!

In other words, between the “real crazy” and non “real crazy” you pick the unreal insanity, right?

– So, there is a huge number of similar experiments so that it will suffice for a separate project… and these ones… look (continues displaying photos)

Every talk should remain underspoken…

– This photo is entitled “Big fish”… here are children… there are more…

I understand that there’s been a huge work done with even more planned, anyway I offer to summarize…

– I see, you’re visually overwhelmed with me (laughs)

No way, I just want to start putting our talk down on paper asap! 

– So long then! (leaves)

P.S. I love books. I worship people capable to properly convey their thoughts, putting them beautifully down on paper…” (Alena Saponova)

___________________________________________________________

Больше об украинском и мировом визуальном искусстве — в книгах:

Матеріали на схожі теми

Коментарі