1400x90-arthuss-2

Эксклюзивное интервью Sotheby`s для CHERNOZEM

chernozem.info 28.02.2018

Алина Дейви: «Современное искусство является главным двигателем арт-рынка»

Даже те, кто не особо силен в искусстве, знают об аукционном доме Sotheby’s. Он является одним из мерил в арт-мире, на которое равняется весь мир. О формировании цен, украинском искусстве в мировом арт-контексте и многом другом рассказала Алина Дейви, старший директор отдела по работе с частными коллекциями Sotheby’s в эксклюзивном интервью для CHERNOZEM в преддверии выпуска издательством ArtHuss очередного арт-бестселлера Дона Томпсона «Помаранчевий надувний пес. Буми, потрясіння та жадоба на сучасному арт-ринку».

thompson_balloon-dog

Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших обязанностях в аукционном доме. За что вы отвечаете? 

Моя работа заключатся в развитии частных коллекций по искусству. Жизнь коллекции может начинаться от желания просто декорировать свой дом до строительства музея. Моя задача консультировать коллекционеров искусства и обращать внимание на различные предметы искусства, которые могу быть хорошим дополнением к их коллекциям, в зависимости от задач, которые ставит перед собой сам коллекционер.

Алина Дейви, Старший Директор Отдела по работе с частными коллекциями
Алина Дейви, Старший Директор Отдела по работе с частными коллекциями в Sotheby’s

Вы в Sothebys работаете уже 14 лет. Это большой срок и на вашей практике менялись тренды и тенденции. Скажите, если выделить какие-то основные изменения за это время, что вы работаете в аукционном доме, что бы вы назвали? Какие значимые, веховые изменения произошли за этот период в самой сфере искусства?

Я пришла работать в аукционный дом Сотбис в 2004 году в отдел Русского искусства. Сейчас я уже работаю с различными категориями искусства от старых мастеров, импрессионистов до современного искусства. За время моей деятельности в Сотбис не только поменялись вкусы самих клиентов, а также мода, тренды и веяния в направлениях коллекционирования. Статистика говорит сама за себя,

За период с июля 2016 года по конец июня 2017 года «Современное искусство» по аукционным продажам, ссылаясь на подсчеты онлайн аналитической платформы Artnet, оборот составил $ 1,58 млрд., т.е. на 3,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

В пропорциональном соотношении искусство 20 века по-прежнему остается крупнейшим сегментом арт-рынка; но 21-й век определен ростом интереса к современному искусству. Действительно, современное искусство растет гораздо быстрее, чем послевоенное искусство. В 2000 году на Contemporary Art приходилось 3% мирового аукциона по продаже произведений искусства; 17 лет спустя он теперь генерирует 15% по оценке Artnet.

Поменялась ли вместе с тенденциями и аудитория? Стали ли коллекционеры более осознанно подходить к покупкам? Основополагающим фактором этой эволюции объясняется все большим интересом коллекционеров к  современному творчеству. В дальнейшем, современное искусство уже не может считаться новым сегментом общего арт-рынка, страдающего от сомнительных и рискованных практик. Наряду с послевоенным искусством, современное искусство сегодня является главным двигателем арт-рынка.

Есть ли разница между коллекционерами? То есть для кого-то приобретение на аукционе – это своего рода самоутверждение и желание показать, что есть деньги? Для кого-то может – это инвестиция и человек хочет заработать в дальнейшем на том, что покупает у вас?

Ввиду уникальности каждого предмета искусства сами коллекционеры также являются уникальными, так как у каждого свой вкус и восприятие формы и цвета, также как и сама аудитория коллекционеров, которая представлена всеми возрастами. Сам выбор искусства у кого-то происходит по их личному определению красоты и хорошего качества исполнения, для которого само имя художника будет иметь большее значение, чем сама работа, а кто-то будет приобретать  предметы исходя из расчетов динамики роста цен.

Каждый коллекционер уникален, так как каждый руководствуются своим личным интересом и ощущением. Искусство покупают те люди, которые его чувствуют – это я поняла на своем опыте, без личного восприятия искусства я не знаю ни одного примера приобретения живописи или скульптуры даже для простого декора дома.

Как происходит формирование цен? От чего это зависит?

Формирование цен на рынке происходит как и на других рынках по его законам, спросу и предложению. Но сама редкость и спрос на предмет искусства определяется в каждом случае индивидуально, так как у каждого автора есть более и менее востребованные периоды творчества, которые в свою очередь определяются качеством живописи или творчества автора, что определено временем и искусствоведами. Для современных и живущих авторов, которые ещё не испытали своё искусство временем, определение цены на аукционе будет полагаться на выставочные проекты и наличие их работ на вторичном рынке, то есть у коллекционеров, которые уже без самого автора предмета продают искусство на рынке. Искусство выбирается на тонком уровне восприятия, также тонко и определяются критерии важности предмета искусства. Конечно же, на некоторых авторов есть неизменный спрос, сложившийся за последние 50-60 лет: Пикассо, Ван Гог, Уорхол, Поллок и другие.

В любой сфере есть тренды и тенденции. Скажите, пожалуйста, что сейчас пользуется успехом в арт-мире, учитывая аукционы, которые проводит Sothebys?

В каждой категории искусства есть свой тренд и популярность. Например, в разделе Старых Мастеров изображения с сильным динамичным образом мифологии или религиозным, экспрессивным портретом или фигуративный сценой может пользоваться спросом не только у коллекционеров старых мастеров, а у и коллекционеров современного искусства за счёт своей экспрессивности, привычной в современном и актуальном искусстве.

Имеете ли вы дело с корпоративными покупателями и насколько это направление развито?

Корпоративными клиентами может быть банк или фонд, чью коллекцию ведёт куратор или специалист по искусству. Приобретения для более общественных нужд могут не полагаться на личный вкус, а отбираться по критериям общей популярности или отвечать задачам конкретной коллекции, например, швейцарский банк может поддерживать искусство только швейцарских авторов. Это направление развито, но я не вижу на своей практике сильного роста этой категории покупателей.

Как в общем мировом контексте вам и вашим коллегам представляется украинское искусство? И, собственно говоря, вовлечено ли оно в этот мировой контекст?

На аукционе Сотбис мы продавали украинских авторов. Мы рассматриваем и отбираем искусство не с точки зрения принадлежности национальности, а с позиции качества исполнения, искусство-исторического значения и популярности на рынке. Сотбис является аукционом, и наша задача не определять место автора в искусстве, а предлагать на продажу уже тех авторов, которые уже успешно продаются на вторичном рынке. Украинские художники уже продавались на наших аукционах. Я вижу примеры украинских авторов на мировых ярмарках искусства (Basel Art Fair в Базеле и в Майями).

Если говорить о людях, которые хотят заработать на искусстве, что им надо запомнить? Во что вкладывать? Как понять, что они на этом заработают? 

Я всегда стараюсь переубедить желающих покупать искусство для заработка прибыли, чтобы они начали покупать искусство сначала для себя и начали учиться его воспринимать и понимать. Если человек готов уделить время на изучение и понимание искусства как предмета искусствоведения, тогда он сможет ценить и понимать ценность предмета искусства, а значит сможет покупать то, что ценно и значимо, но с личным ощущением этого искусства. Приобретя предмет и понимая его «ценность», он сможет и в будущем объяснить и передать эту «ценность» на продажу, которую оценит уже другой будущий покупатель, и готов будет заплатить больше на эту «ценность.»

Между Sothebys и Christie’s всегда идет гонка за лидерство, эксклюзив, первенство. Это два героя, за которыми следят и о которых знают даже те, кто особо не силен в искусстве.  Насколько в арт-мире важно лидерство?

Мы как аукцион и активный член рынка искусства, как и в любом другом бизнесе, хотим быть коммерческим успешным предприятием. Именно поэтому мы очень стараемся обеспечивать хороший сервис нашим продавцам и покупателям, который, как мы всегда надеемся, отразится на желании наших клиентов иметь дело именно с нами. Это обычный сектор рынка, где только активами являются редчайшие предметы искусства, которые привлекают внимания прессы и культурного сообщества.

Автор: Stacy Vorozhko

____________________________________________________________

Больше об украинском и мировом визуальном искусстве — в книгах:

Матеріали на схожі теми

Коментарі