1400x90-arthuss-2

Игорь Абрамович: Мюнстер – Город Искусства

chernozem.info 13.08.2017

Игорь Абрамович – известный в международных кругах дилер современных украинских художников – продолжает делиться с CHERNOZEM’ом впечатлениями от арт-каникул в Европе.

– Важным культурным событием города Мюнстер, является Sculpture Projects Muenster – пожалуй, самый известный в мире фестиваль современной скульптуры, который проходит каждые 10 лет на территории города Мюнстер. Весьма интересна история возникновения фестиваля, которая началась со скандала: в середине 1970-х американский кинетист Джордж Рики презентовал жителям Мюнстера очень неплохую, по его мнению, скульптуру “Три вращающихся квадрата”.

three-squares-vertical-diagonal-by-george-rickey-1972-82

Three Squares Vertical Diagonal by George Rickey

С учетом того, что это было едва ли не первое произведение современного искусства, попавшее в Вестфалию, горожане могли бы воспринять его и поприветливее.  Трудно представить, однако в то время радикального современного искусства на улицах старинного духовного центра католической Германии совсем не было.  Но вместо этого разгорелся нешуточный спор в прессе, журналисты спрашивали, как долго местные парки будут захламлять мусором, да еще и американским, жители обходили “флюгер” Рики стороной, и в итоге кураторы из Вестфальского музея искусства и истории культуры решили заняться просветительской работой, чтобы примирить консервативных мюнстерцев с необходимостью перемен и проведения выставки современной скульптуры в городе. Так и состоялся первый фестиваль 1977 года с участием лучших скульпторов XX века со всего мира: Richard Serra, Donald Judd, Klas Oldenburg, Carl Andre, Dan Flavin, Walter de Maria, Bruce Naumann, Richard Long другие.

beuys-joseph-unschlitt

BEUYS , Joseph Unschlitt

– Официальное и массовое внедрение современного искусства в публичное пространство оказалось успешным: фестиваль стал традиционным, а город покупает лучшие работы и оставляет для своих жителей и гостей. Всего за 30 лет существования мероприятия было приобретено около 22 скульптур. Благодаря Sculpture Projects Muenster стал туристическим и культурным центром не только Германии, но и всей Европы. В 1977-м, на первом фестивале,  было представлено 8 работ, посмотреть на которые приехали 90 тыс. человек. 

– Скульптуры Ульриха Рекрима- бывшего каменщика  и одного из самых знатных скульпторов Германии, известны  своими вдумчивыми и минимальными вмешательствами в предоставленном природой материале – в его случае, разной породы камня. Глядя на “Доломиты”, не сразу понятно, в чем, собственно, заключалась работа автора, и чем эти каменные глыбы отличаются от натуральных. Работа отличалась  тщательно отобранными по пропорциям и срезанным у подножия в местах соприкосновения, что не сразу бросается в глаза. 

– Американский основоположник минимализма, самого чистого и аристократического направления, отказывающийся от традиционной красоты, фигуративности, от любого сентиментального содержания –Дональд Джадд, считавший что искусство не должно ничего означать, кроме самого себя, украсил Мюнстер бетонными кольцами. На зеленой парковой траве эта работа сейчас напоминает заброшенный бассейн фонтана. Но в конце 70-х использование бетона и других индустриальных материалов (Джадд, к примеру, любил работать также с прозрачным пластиком и алюминием) было нетрадиционным шагом для скульптора.

donald-judd-untitled

Donald Judd, untitled

– По задумке Класа Ольденбурга Мюнстер превратился в бильярдный стол для гигантов: по всему городу, в произвольном порядке, который возникает, если разбить кием исходный «треугольник», были установлены огромные (как и все, что делает Ольденбург), бильярдные шары. Этот замечательный проект украсил город на многие года, хотя на сегодняшний день от этой грандиозной инсталляции остался только один “шарик”, который вместе с “кольцами” Джадда – и тот, и другие полностью расписанные местными умельцами граффити – до сих пор украшают берега озера Ааси. Это стало традицией: лучшие работы город оставляет себе, так что за последние тридцать лет Мюнстер превратился в грандиозный музей скульптуры под открытым небом.

claes-oldenburgs-pool-balls

– В 80-х гг. ХХ века подуставшие от концептуализма и минимализма художники стали проявлять куда больше иронии и чувства юмора в подходе к скульптуре.  Работа “Вишневая колонна” немецкого скульптора Томаса Шютте – это добродушная насмешка над идеей пафосной парковой скульптуры: в центре сквера стоит белоснежный пьедестал, увенчанный парочкой легкомысленных вишен.

thomas-shutte-cherry-column

Thomas Shutte. Cherry Column.

*Томас Шютте – обладатель “Золотого льва” венецианской биеннале-2005 в номинации “Лучший художник”

– В 1997 году проект пополнила скульптура великого русского концептуалиста Ильи Кабакова, похожая на телевизионную антенну, ведь она тоже транслирует – правда, не развлекательный эфир, а некую мантру, слова которой можно увидеть и прочитать, если лечь поудобнее на траву и воздеть очи в небеса. Мантра заканчивается фразой: “возможно, это самое прекрасное из того, что ты делал или видел в своей жизни.”

0_a7cf9_45dd2405_xl

Илья и Эмилия Кабаковы. «Глядя вверх, читая слова… (Антенна)»

– В 2007-м, когда Мюнстер в третий раз принимал гостей, все окрестные отели пытались разместить 600 тысяч человек, вниманию которых были представлены 36 работ. 

– Инсталляция Андреаса Зикмана – представителя немецкого политического искусства – вызвала немалый интерес на последнем Мюнстере. Художник обратил внимание общественности на проблему приватизации и коммерциализации публичного городского пространства. В его скульптурной постановке участвуют: скатанные в пестрый шар 13 дурацких пластиковых статуй животных, которые сейчас так модно продвигать в Европе под лейблом городского искусства, ярко-синий компрессор для мусора, с помощью которого и был сделан шар, а также расположенные вокруг плакаты-комиксы. Последние наглядно разоблачают экономический механизм, в ходе которого подобные разноцветные коровы, и прочая миленькая живность, продвигаемая городскими властями как забота о городской среде, на деле способствуют пополнению капиталов тех, на чьи деньги вместо вашего любимого сквера скоро построят новый бизнес-центр. Инсталляция расположена во дворе старинного дворца XVIII века. 

sculpture6

Andreas Siekmann „Trickle Down. Public Space in the Era of Its Privatization”

– Еще один сложносочиненный проект концептуализма от одного из самых политически активных художников современности, основателя Авто-деструктивного искусства и арт-страйка Густава Метцгера. Во время 2-й Мировой войны немецкий Мюнстер и английский Ковентри больше всех пострадали от взаимной бомбежки Германии и Англии: оба города практически сравняли с землей. В 2007 году, на протяжении всего фестиваля (107 дней) каждый день некоторое количество камней располагалось в определенном порядке в одной из локаций города (параметры наугад выбирал компьютер). Одновременно, то же самое происходило в Ковентри, таким образом обозначая своеобразное побратимство городов.

– Один из проектов, предложенных на первом Скульптурном проекте еще в 1977 году, был реализован только 30 лет спустя, в 2007-м. Работа Брюса Наумана “Квадратная Депрессия”, бетонное плато в виде белого конверта, вдавленного в землю под грузом невидимых тягот, по задумке автора должно помочь зрителю испытать временный депрессивный эффект – возможно, для того, чтобы острее ощущать простое ежедневное счастье.

ece2a4ab3aeae5b7d9c3ff3bbd06ab40-installation-art-depression

Bruce Nauman, Square Depression

– Нынешним фестивалем 2017 года руководят кураторы  Britta Peters и представительница Вестфальского музея искусства и истории культуры Marianna Wagner.  Кураторы пригласили к участию 37 авторов, которые создали для Мюнстера работы на тему взаимодействия скульптуры и публичного пространства – тему, которая уже не раз так или иначе возникала на этом удивительном фестивале, но впервые была поставлена как четкая задача. Художники должны выяснить все тонкости отношений искусство-город-общество.

skulptur-projekte-bartholl-768x1024

Aram Bartholl, 3V

– Концепция фестиваля следует духу времени и посвящена дигитализации мира и искусства. В искусстве давно идет процесс оцифровки, а жизнь уже просто немыслима без гаджетов. Кураторы подчеркивают и изменившуюся роль тела: в виртуальной реальности оно либо исчезает вовсе, либо подвергается трансформации. Среди участников традиционно немало международных звезд современного искусства. В фестивале принимают участие Michael Dean, Thomas Schutte, Lara Favaretto, Jeremy Deller, Pierre Hughes. Создатель экспериментального театра, японец из Нью-Йорка Эй Аракава представит инсталляции из LED-экранов, транслирующих современную и модернистскую живопись, которые будут петь друг с другом и с публикой. Художница турецкого происхождения, живущая в Берлине, Айше Эркмен построит подводный мост через гавань, позволяющий всем желающим совершенно безопасно пересекать бассейн, прогуливаясь как будто прямо по воде. Пешеходная дорожка таким необычным образом будет соединять индустриальную и историческую части Мюнстера. Американский художник Майкл Смит позаботится о старших посетителях фестиваля, открыв тату-салон для пожилых людей. Зрители старше 65 лет смогут бесплатно сделать там себе татуировку, выбрав для нее изображение из работ участников фестиваля разных лет. Берлинская группа Peles Empire установит скульптуру в центре Мюнстера, реконструировав историю послевоенной реставрации городских фасадов.skulptur-projekte-knight-768x1024

John Knight, A Work in situ

20140178_1517711338289051_3221301797349964531_n

– В этом году впервые будет расширен привычный формат фестиваля, в программу которого включен перформанс, причем на любой вкус. Здесь не только выступят профессиональные перформансисты и танцовщики, но и сами зрители будут вовлечены в перформативные действа. Theater im Pumpenhaus — одна из площадок для сценических представлений. В течение всего фестиваля тут будут проходить выступления Gintersdorfer/Klaßen — объединения европейских и африканских танцоров, затрагивающих в своих постановках тему культурных и национальных противоречий. Во дворе театра художник Арам Бартоль зажжет виртуальный костер, от которого посетители смогут зарядить свои мобильные телефоны.

skulptur-projekte-dean2

Michael Dean, Tender, Tender

Неподалеку студенты Мюнстерской академии художеств будут проводить сессии арт-медитации, присоединиться к которой приглашают зрителей. Хедлайнером фестиваля станет хореограф и художница из Бухареста Александра Пиричи, выступления группы которой можно вспомнить по недавно прошедшей Manifesta в Петербурге. На этот раз ее перформанс в Зале мира вдохновлен Вестфальским мирным договором, который был заключен в Мюнстере в 1648 году. Соглашение, завершившее Тридцатилетнюю войну .

skulptur-projekte-eisenman2

 Nicole Eisenman, Sketch for a Fountain 

19990215_1517551688305016_1219222252474506674_n20140105_1517711388289046_8978412299802751088_n

– Еще одним новшеством фестиваля, является расширение его географии: теперь скульптуры участников можно будет увидеть не только в центре Мюнстера, но и в окрестностях. В то время как основные проекты будут сосредоточены вокруг Theater im Pumpenhaus и Вестфальского музея искусства и истории культуры, часть выставки переместится на расстояние 5 км от центра Мюнстера, а еще часть и вовсе пройдет в 30 км от него, в соседнем городе Марле. Индустриальный Марль скромнее Мюнстера: если последний насчитывает 300 тыс. жителей, то в первом их всего 80 тыс. Марль был выбран еще и потому, что политика его реконструкции после Второй мировой войны была диаметрально противоположна мюнстерской. В 1960-е годы архитекторы Йоханнес Хендрик ван дер Брук и Якоб Беренд Бакема выстроили центр Марля в модернистском стиле, что контрастирует с Мюнстером, где после войны восстанавливали исторический облик города.

rathaus_marl

Rathaus, Marl

– В XVII веке в этом городе решалась история Европы, ибо 24 октября 1648 года в городской ратуше был подписан Вестфальский мирный договор, положивший конец опустошительной Тридцатилетней войне. Более чем тысячелетняя история, великолепная архитектура, один только Собор Святого Павла чего стоит, университет, неповторимые музеи, многочисленные рестораны и кафе, рай для велосипедистов – вот что представляет собой Мюнстер сегодня.  

skulptur-projekte-schuette-1024x768

Thomas Schuette, Nuclear Temple

– Немного о Соборе Святого Павла в Мюнстере, который открылся после реставрации в 2013 году и у нас появилась возможность полюбоваться знаменитыми на весь мир Астрономическими часами: они расположены в южном проходе, напротив окна. Согласно труду профессора Манфредa Шуковски (Prof. Dr. M. Schukowski) “часы Балтийского моря или часы Ганзы”, место выбрано не типично для сопоставимых часов, обычно их устанавливали в апсиде церкви. Очевидно, выбор места связан с тем, что часы хорошо освещены окном, а также, что часовая стрелка и стрелки планет в этих часах движутся в обратную сторону (против часовой стрелки). Возникает вопрос почему вообще в церквях устанавливали астрономические часы? Оказывается, для того, чтобы высчитывать Пасхалию — дни пасхи. Высота часов — 7.8 м, диаметр циферблата — 3.0 м. Это потрясающий шедевр, сочетающий достижения искусства, науки и механики. До введения в 1582 г. нового григорианского летосчисления по календарю можно было рассчитывать даты пасхальных праздников с 1540 по 2017 год.

astronomicheskie-chasy

– Если вы поклонник творчества Пикассо и, вообще, интересуетесь современным искусством, вам непременно стоит посетить в Германии важный архитектурный, художественный и культурный центр земли Северный Рейн-Вестфалия, город Мюнстер. Здесь вот уже более 10 лет работает первый в Германии музей, посвященный творчеству Пикассо. На церемонии открытия музея присутствовал сын художника Клод Пикассо. Музей известен сегодня во всем мире  не столько благодаря богатому собранию офортов Пикассо,  сколько благодаря уникальной коллекции его литографий. 

20155686_1518298291563689_2621729799624270279_n

Музей  Пикассо расположился в одном из исторических зданий Старого города на площади имени Пабло Пикассо с десятью аристократическими поместьями в окрестностях. Саму площадь украшает огромный мозаичный портрет художника, набранный прямо на мостовой из 13 783 камней. Выставочные залы расположились в двух исторических зданиях. Первое из них “Druffel’sche Hof”, построенное между 1784 и 1788 годами, является одним из самых важных зданий классицизма в Мюнстере. К счастью, в послевоенные годы удалось сохранить и восстановить фасад этого бывшего аристократического поместья. Здание построено с использованием сочетания кирпичей и песчаника, типичных для Мюнстера, дом был прикреплен к соседнему зданию Хенсенбау, когда он был преобразован в музей в конце 1990-х годов известными архитекторами Хилмер и Саттлер и Альбрехт. Сегодня за двумя экстравагантно отреставрированными фасадами скрывается просторный и архитектурно сложный строительный комплекс.pablo-picasso-museum-muenst

– В Художественном музее Пабло Пикассо в Мюнстере имеется коллекция из  более чем 800 принтов, гравюр Пабло Пикассо, в том числе почти все литографические произведения испанского художника. Большинство работ  взяты из Huizinga Collection.  В течение последних нескольких лет фонд «Sparkassenstiftung» (Фонд сберегательных банков) смог приобрести ещё около 75 для музея. 

– Посетители  могут поблагодарить коллекционера  Вестфалия Герта Хейзинга, за то, что все эти сокровища искусства включены в Музей искусств Пабло Пикассо в Мюнстере. Бывший графический дизайнер учился в Ландескуншуле (Государственной художественной школе) в Гамбурге. После его художественной подготовки он основал магазин в качестве коммерческого художника в своем родном городе Ленгерих, а в начале пятидесятых годов он приобрел свою первую литографию Пабла Пикассо. Знакомство Хуцинга  с бывшей музой и любовницей Пикассо – Мари Терезой Уолтер – привело к тому, что он сосредоточился с тех пор на сборе литографий Пикассо. Его встреча и более поздняя дружба с печатником  Пикассо Фернандом Мурлотом в Париже позволили Герту Хуцинге  получить еще несколько работ, и, в частности, стать еще и обладателем редчайших и даже уникальных экземпляров пробных и промежуточных оттисков, позволяющих воочию проследить творческий процесс работы мастера. 

– С их неуклонно растущей коллекцией,  Юте и Герт Хуцинге, приняли решение сделать свои сокровища доступными для широкой публики. В мае 1997 года они создали специальный фонд, а позднее коллекция Хуцингов стала основой нового музея в Мюнстере. Коллекция Huizinga – самая полная коллекция, известная из литографий Пикассо.

– Известно, что Пабло Пикассо был фанатично влюблен в графику, упорно изучал ее различные техники (особенно офорт и литографию), пока не овладевал ими в совершенстве. Этот вид гравюры была изобретен немцем А. Зенефельдером в конце XIX века. Литография относится к так называемой технике плоской печати. После 1945 года литография стала любимой техникой Пабло Пикассо. В Мюнстере выставлены около 800 его литографий, сотни набросков, в том числе знаменитый «Голубь мира», и работы из серии «Женщина в кресле».

8

«Женщина в красном кресле», 1939 (одна из картин этой серии)

Множество своих самых значимых офортов Пикассо создал в 30-ые годы, работая по заказам Амбруаза Воллара, коллекционера, маршана и издателя. Воллар имел многолетние тесные контакты с Пикассо еще со времени его голубого и розового периодов, но кубизм Воллар не принял, и вновь начал работать с Пабло в 1930-е годы. Тогда Пикассо создал цикл офортов на 100 листах, т. н. «Сюиту Воллара». Сюда вошли мифы о Минотавре, о Пигмалионе, портреты Воллара и другие листы. В 2001 году мюнстерскому музею удалось приобрести все работы цикла.   

l059_pablo-picasso_suite-vollard_scene-bachique-au-minotaure_1933

– Огромный интерес представляют и другие экспонаты музея в Мюнстере. В марте 2004 года сюда были переданы в долговременную аренду 208 работ Жоржа Брака, друга и соратника Пикассо по созданию кубизма между 1907 и 1914 годами.

 – В апреле 2008 года музей в Мюнстере получил в длительное пользование еще одну редкую коллекцию – 137 графических работ Марка Шагала, одного из самых замечательных художников XX века. Большая часть этих работ была создана Шагалом  в той же парижской типографии, где работал над своими литографиями и Пабло Пикассо. Посетители также могут посмотреть фильм «Мистерия Пикассо» режиссера Анри Клузо, являющийся одним из образцов документалистики.  

Igor Abramovych

Матеріали на схожі теми

Коментарі