Ласковая декоммунизация: польские урбанисты расскажут о переосмыслении и преобразования советского модернизма

chernozem.info 21.08.2017

Mnemonic Modernism, или Как помнить модернизм — так называется первая лекция в рамках публичной программы Харьковской школы архитектуры, которая состоится 26 августа в 17:00.

Лекция пройдет в Харьковской школе архитектуры на улице Конторской, 5, где ранее располагался культурный клуб «РодДом». Все события программы — лекции, дискуссии, выставки и мастер-классы — открыты для широкой публики, вход свободный.

Открытие публичной программы предшествует Дню открытых дверей в Школе архитектуры, которое состоится 9 августа.

«Как помнить модернизм» — рассказ польских исследователей-урбанистов о взаимодействии с архитектурой социалистической эпохи: от реконструкции — до образовательных выставочных проектов и провоцирования дискуссий с помощью медиа и искусства.

cen_powmal-1

Лекторы, Симоне Де Якобис (Simone De Iacobis) и Малгожата Куцевич (Małgorzata Kuciewicz) — члены основанной в 2001 году архитектурной группы CENTRALA (Малгожата — соосновательница группы).

Среди работ CENTRALA, в частности, — проекты социальной и пространственной ревитализации варшавских публичных пространств и городских объектов, построенных в советскую эпоху и пришедших в упадок в двухтысячных.

Среди наиболее известных — «Архипелаг» (Archipelago) и «Варшава Повисля» (Warsawa Powiśla).

Archipelago — проект восстановления публичного пространства между многоэтажками советского времени. «Нашей задачей было не просто физически отремонтировать какие-то объекты, а привлечь местных жителей к обозначению того, какое именно пространство им нужно, какие «островки» имеют самый большой потенциал», — рассказывают архитекторы.

Warsawa Powiśla — преобразование бывшей кассы продажи билетов на станции Варшава Повисля в современное кафе. Сегодня здание билетного павильона с его характерной модернистской формой стало иконой и символом культурной жизни молодой Варшавы.

А в 2009-м году, работая над проектом, архитекторы столкнулись с рядом вызовов. Сначала финансовых. Затем технических: к примеру, как сделать теплоизоляцию, которая бы не портила аутентичный вид фасада. Дальше — художественных: скажем, пустые зоны мозаичных стен реноваторы решили не заполнять новыми плитками, а попросили художника Кшиштофа Сюрука сделать интерпретацию классической мозаики с краской.

Но главным вызовом, говорят архитекторы, был социальный. «Только ограниченная группа архитекторов и теоретиков разделяет нашу озабоченность сохранением ценных архитектурных объектов советского модернизма, — рассказывает Малгожата Куцевич. — Мы это почувствовали еще в 2002-2008 годах во время ряда медиапровокаций — тогда мы пытались вызвать общественную дискуссию о необходимости сохранения польского послевоенного наследия от разрушения и забвения. Мы настаивали на необходимости четкой дифференциации между политически управляемым соцреализмом (который, как это ни парадоксально, воспринимается варшавяками иногда лучше, чем модернизм) и модернистскими, часто оппозиционными концептами периода между 1945 и серединой 70-х годов».

Тогда совместными усилиями Польской архитектурной ассоциации (SARP) и Центра сохранения наследия (Patrimony Conservation Office) был создан список послевоенного наследия. Пребывание в списке, говорят архитекторы, не гарантировало реальной физической защиты зданий. Наиболее интересные объектыия на тот момент уже были разрушены, чтобы предоставить место для новых проектов амбициозных корпоративных архитекторов, равнодушных к историческому наследию.

На встрече в Харьковской Школе архитектуры польские эксперты расскажут, как им удалось сохранить нижний павильон станции Powiśle и как этот проект породил ряд мероприятий, связанных с модернистским наследием. Сегодня лекции, презентации книг и выставки о польском модернизме привлекают публику со всей Варшавы. А кафе на месте билетного павильона стало сердцем культурной жизни Повисля.

Основатель Харьковской Школы архитектуры Олег Дроздов считает, что подобный разговор крайне актуален для Харькова: «Нам осталось важное архитектурное наследие советской эпохи, — говорит архитектор. — И в свете декоммунизации, которая, безусловно, необходима, но иногда бывает «бессмысленной и беспощадной», важно поговорить о том, как работать с памятью и какова вообще ее роль в архитектуре».

В 19:00, после лекции, гостей Харьковской Школы архитектуры (ХША) приглашают на дискуссию в необычном формате.

cen_koc-1

DIDO’S BLANKET — микроархитектурный проект группы CENTRALA. «Это такое огромное одеяло-сиденье на полтора десятка людей, созданное специально для разговоров на улице, в публичном пространстве, — рассказывает куратор лекционной программы ХША Богдан Волынский. — С его помощью мы и соберемся на дискуссию во дворе нашей школы, в пространстве, которое еще также нуждается в ревитализации».

Матеріали на схожі теми

Коментарі