New music view. Роман Юсипей: Вначале были Ухо и Кейдж. К ним все и вернулось

10.11.2015

Chernozem продолжает свой спецпроект “New music view”, приуроченный к фестивалю новой музыки “Visionaries and Illuminati” агенства Ухо. Роман Юсипей, баянист и всемирно известный интерпретатор произведений современных композиторов, вместе с Лидией Кавиной принял участие во втором концерте фестиваля, а потом поделился с нами историей своих отношений с терменвоксом.

DSC03296ww

В 2012 году Саша Андрусик и Женя Шимальский задумали свой первый фестиваль новой музыки, воспоминания о котором до сих пор будят ощущение острой ностальгии у половины Киева. Мне там отводилась скромная, но почетная миссия фестивального баяниста, которого щедрое руководство в придачу решило скрестить на сцене с кем-нибудь из выступавших звезд.

Кому первому пришла в голову идея познакомить меня с королевой терменвокса Лидией Кавиной, давно переехавшей из Москвы в Оксфорд, не знаю. Как ко мне попали ноты «Шести мелодий» Джона Кейджа для скрипки и клавишного инструмента, не помню. Но и первое, и второе сыграли в моей жизни немалую роль.

Запомнился фильм о Льве Термене, гениальном изобретателе, революционере, тайном агенте, авантюристе, сидельце и музыканте XX века, увиденный мною в том же году в гамбургском кинотеатре. Лидия предваряла тогда показ  небольшим концертом. Ее плавная жестикуляция над продолговатой приставкой, снаряженной антенной и рождавшийся в результате звук не то человеческого голоса, не то китайской скрипки заставили с восхищенной улыбкой вспомнить выражение: «ловкость рук и никакого мошенничества». О том, каким трудом дается такая ловкость, я узнал, попав впоследствии в Швейцарии и Германии на семинары терменвоксеров. Надо сказать, это довольно таинственное сообщество, почти масонская ложа, наполненная людьми с разной степенью таланта и музыкальности, но одинаковой одержимыми намерением овладеть премудростью извлечения звуков из воздушного пространства. Наибольших успехов в этом, кажется, достигали женщина с одним глазом и мужчина, никогда не работавший по субботам.

DSC03317www

В процессе моего вхождения в дивный терменвоксерский мир, разучивания классических шлягеров и аккомпанирования  на фестивальных гала-концертах, рождалась наша с Лидией серьезная программа. В нашем распоряжении были филармонические залы, храмы, клубы, общинные дома и один раз даже пляж. «Хвалу  предвечности Иисуса» из «Квартета на конец времени» Оливье Мессиана нам посоветовал сыграть один гамбургский композитор, поведавший, что в оригинале эта пьеса была написана для ансамбля волн Мартено – электронного инструмента, очень близкого по звучанию терменвоксу. Работая над «Слепой рукой» киевлянки Виктории Полевой, мы учились свистеть, шипеть и рычать, имитируя шаманское горловое пение. В ставшем уже классикой «In croce» Софии Губайдулиной терменвокс заменил виолончель. Автор провела с нами незабываемую двухчасовую репетицию и уехала в свою немецкую деревушку на поджидавшем ее все это время такси. «Созвездия» Лидии Кавиной, являющейся вдобавок прекрасным композитором, мы презентовали на юбилее царствования Ганноверской династии в Великобритании.

Как слушаются собранные вместе все эти произведения,  насколько точно нам удалось передать их содержание – решать публике Киева и Днепропетровска, перед которой благодаря все тому же Уху и его фестивалю мы получили счастливую возможность спустя три года выступить. Вопреки Гераклиту, мы все-таки вошли во второй раз в ту же самую реку. Правда, вошли уже другими, и вышли обновленными.

Готовимся к третьему заплыву.