Дмитрий Молдаванов – художник, который смело называет себя самоучкой, экспериментирует с цветами и отказывается «привязываться к словам», характеризующим его творчество. Живет и работает в Николаеве. Беседуем с Дмитрием во время открытия его персональной выставки «Послевкусие» в Я Галерея. Экспозиция доступна для просмотра до 26 марта.
«Послевкусие» такое же яркое, как и предыдущие циклы работ. Скажите, пожалуйста, в чем главная идея использования такого буйства цветов?
Идея такая – показать мир, как будто мы его видим в последний раз. У меня был случай в молодости, когда я упал в обморок и был без чувств минут десять, но по ощущениям это длилось всего миг. И перед тем, как потерять сознание, я увидел все вокруг очень ярким – говорят, это был прилив кислорода в мозг. Но для меня это был взгляд на мир как в последний раз: яркая вспышка перед тем, как погрузиться во тьму.
Кстати, я очень активно использую современные флуоресцентные краски: зеленый, красный, желтый, малиновый цвета. Они присутствуют и в «Послевкусии» – у меня получается сделать так, чтобы они гармонировали в картинах. Могу писать и в сдержанных тонах, но чаще мне хочется творить именно так, поэтому у меня много ярких картин.
О чем вы говорите со зрителем через эту серию работ?
Во всех религиях говорится о том, что излишество – это грех и вред для морального состояния человека, это плохо и тяжело для физического здоровья. Неприятное послевкусие – это когда после большого праздника, например, свадьбы, на столе остается курица рядом с мороженным или тортом. Все недопитое, недоеденное.
Я старался написать аппетитные яства: мясо, пирожные. И если смотреть на них отдельно, то их хочется скушать. Но, когда это все вместе: и аппетитное пирожное, и аппетитное мясо, то у человека они вызывают спорные чувства.
Что первично для вас: идея или форма?
Я разделяю художников на тех, для кого первичен сюжет, идея, и тех, для кого первична пластика. К примеру, Делакруа – он все делает ради пластики: охота с тиграми, львами, все всегда очень «закручено», и сюжет отходит на задний план. А если посмотреть на Домье, то у него, несмотря на то, что крайне интересная пластика, первую скрипку играет все-таки идея произведения.
В моем творчестве первичен сюжет, но есть некоторые картины, где главный акцент делаю на пластике – ради цвета и формы.
С чего начиналось ваше творчество?
Мне повезло. У нас в Николаеве есть очень интересная детская художественная школа. Туда изначально ходил мой брат, и я рисовал вместе с ним. К моменту сдачи экзаменов я умел рисовать акварелью, владел карандашным рисунком – брат меня подготовил.
В этой же художественной школе нас обучали писать гуашью, а не акварелью. Вразрез всем канонам. Тогда же был социальный реализм и всех детей заставляли на листиках-четвертушках рисовать акварелью. А это же сложнейшая техника! Через нее невозможно учить. Мы же работали гуашью, писали натюрморты, на больших форматах, иногда даже без эскиза сразу рисовали композицию.
А потом меня просто потряс грузинский фильм «Здравствуйте все!» о художнике Нико Пиросмани. Считаю, что он дал направление в моей дальнейшей жизни. Я очень хотел быть художником, но самоучкой. И, наверное, это судьба, хоть я и поступил в Одесское художественное училище, сдав очень сложные экзамены. Там же ознакомился с азами академической школы. Но это обучение довольно быстро закончилось, и я вернулся к своему детскому примитивизму.
Вы определяете себя как художника-примитивиста?
Я всегда говорил, что я художник-примитивист, но сейчас можно еще добавить и символизм. Вообще считаю, что не стоит привязываться к каким-то словам и названиям. Какая разница, символист ты, или примитивист, или абстракционист? Есть твоя живопись и все тут.
Какая роль художника в обществе?
Существует два понимания слова «художник». Первый – это когда мастером, профессионалом называют того, кто в прямом смысле слова может выполнить любой заказ. Хотите Матиса напишет? А, может быть, лучше Энгра? Он может все! У меня была ситуация, когда несколько лет назад девушка жаловалась, что ее картины никому не нужны – она может даже как Леонардо написать работу, а все равно это никому не надо.
Я же разделяю мнение, что художник – это профессионал, который умеет руководить эмоциями зрителя. Если человек создает световое пятно так, что оно вызывает у смотрящего целую гамму эмоций: он может плакать, может смеяться, неважно – вот это действительно художник-профессионал. Какая разница, правильно он написал чашку или нет? Исторически побеждает мнение, что художник – тот, кто влияет на психику зрителя.
Поэтому желаю, чтобы все смотрели на искусство сердцем, а не разумом.
О чем вы мечтаете?
Я мечтаю, чтобы мои картины продавались и я мог зарабатывать своим творчеством. Мне не надо много денег, я весь в картинах. Нужно, чтобы просто хватало на жизнь.
Что последует за проектом «Послевкусие»?
Я себя считаю молодым художником, и это все только начало. Чаще всего, следующий проект развивается в противоположную сторону от существующего – так интереснее. Каким он будет, я не знаю пока. Живу еще в этих картинах.
Беседовала Татьяна Харчёва
Фото из архива “Я Галерея”
____________________________________________________________
Больше об украинском и мировом визуальном искусстве — в книгах:
- Сары Торнтон 33 митці у трьох актах (АйВейвей, Джефф Кунс, Марина Абрамович и др.)
- Уилла Гомперца Що це взагалі таке? (150 лет современного искусства в одной пилюле),
- Грейсона Перри Не бійтесь галерей (как воспринимать искусство),
- Галины Скляренко Сучасне мистецтво України (аргументы искусствоведа),
- Александра Брея Нескучное собирательство (уникальный опыт уникального коллекционера),
- Бриджит Куинн Неймовірні: 15 жінок, які творили мистецтво й історію
- арт-издании 25 років присутності. Сучасні українські художники (более 80 эссе-портретов)
Коментарі