Во Львове наградили лучших культурных менеджеров

15.12.2015

Chernozem часто пишет о культурных мероприятиях, которые проходят в Украине. Несмотря на то, что большинство из них действительно уникальны, их организаторы в 9 из 10 случаев признаются, что все происходящее в нашей стране реализуется не благодаря государству, а вопреки ему. Тем не менее, в отдельных случаях власти все же проявляют интерес к тому, что происходит в культурной среде благодаря частным инициативам. Так, во Львове недавно прошла церемония награждения лучших менеджеров культуры. Организатором конкурса является Управление культуры департамента гуманитарной политики Львовского городского совета.

Мы пообщались с Ириной Шимон, специалистом отдела маркетинга и культурных индустрий Управления культуры, которая занималась организацией мероприятия. Она рассказала нам, что в этом году в конкурс были введены новшества. «Ранее в конкурсе не могли принимать участие культурные менеджеры из общественного сектора. В этом же году Управление культуры своим положением добавило новую номинацию – менеджер межпрофильных проектов в сфере культуры. Участие в этой номинации было открыто для общественных активистов и культурных менеджеров из негосударственной сферы». По словам Ирины, идея такого конкурса и новой номинации в частности – это стремление отметить инициативность и новаторство активистов, мотивируя их на будущие проекты. В реалиях развития современной украинской культуры проведение подобных конкурсов, безусловно, приобретает особую важность. И в лучшие времена государство оставляло искусство и культуру «на потом», а сегодня по определению на эти сферы денег нет и по большому счету все, на чем держится эта сфера в Украине – это волонтерство, которое необходимо не только на фронте, но и в сфере культуры. Поэтому такие инициативы, отмечающие культурных волонтеров на официальном уровне, уже являются одним из шагов на пути к развитию культуры.

шимон

В случае с конкурсом, который был проведен во Львове, в качестве награды были предусмотрены диплом-благодарность и денежное вознаграждение в размере 6000 грн.
По словам Ирины, такие мероприятия очень нужны сегодня: «Мне кажется, что они являются приятным бонусом именно для сотрудников коммунальных культурных организаций. Премия свидетельствует о том, что проведенная работа не была напрасной, она замечена и необходима обществу. Для представителей общественной сферы культурного менеджмента – это признание со стороны государства не является решающим, они создают свой культурный продукт независимо от этого, но победа в конкурсе – это свидетельство того, что результаты работы являются значимыми». Особенно радует тот факт, что в этот конкурс была вовлечена молодежь, что произошло не в последнюю очередь благодаря введению новой номинации – менеджера межотраслевых проектов в сфере культуры, где могли о себе заявить кураторы, активисты культуры, организаторы проектов.

Рассказывая о новой номинации и привлечении молодежи, было бы странно не пообщаться с победителями конкурса. По словам Тараса Демко, он себя работником культуры никогда не считал, так как он скорее делает то, что ему нравится и получается лучше всего. «В течение 3-4 лет мы с друзьями ведем проект Collegium Musicum. Так сложилось, что постепенно и почти незаметно об этой формации стало известно достаточно многим людям. Мы никогда не ставили перед собой таких целей. Главным для нас было донесение качественной музыки, творчества, провокации в хорошем смысле слова до слушателя. И это, как оказалось, то, что надо. У нашего общества настоящий культурный голод».

По словам Тараса, в какой-то момент к нему и его команде пришло понимание того, что они уже делают что-то новое и есть потребность в расширении горизонтов, что и привело к участию в конкурсе от Управления культуры для менеджеров культуры. «Все, что было необходимо – это, грубо говоря, скопировать события, организованные Collegium Musicum, и записать трехминутный ролик. Но и это простое требование отняло у меня полных двое суток, так как событий и масштабных проектов за год собралось очень много. Так что «отчет» занял приличный десяток страниц, но это стало для меня переосмыслением моей собственной работы».

демко

Тарас признается, что, несмотря на победу в конкурсе, ему есть к чему стремиться. На данный момент он с командой активно работает над несколькими проектами, среди которых и Collegium Fest. Тарас уверен, что такой конкурс очень необходим, а особенно ценна новая номинация, в которой он и одержал победу. «Номинация свежая, формулировка интересная, а суть амбициозная. Многие из уже известных конкурсов в нашей стране уже себя достаточно сильно «затерли», начиная от топовых премий. А все новое всегда дает надежду».

Оксана Наконечная также победила в новой номинации как руководитель ивент-направления «Львовского центрального парка культуры и отдыха им. Б.Хмельницкого», основная задача которого – воплощать, привлекать и руководить событиями и культурными проектами в парке. Целью деятельности Оксаны и всей ее команды является превращение этого места в локацию номер один для событий, которые проходят во Львове. «В сфере культурного менеджмента я работаю больше 5 лет. Все начиналось с создания небольшого фестиваля альтернативной музыкой в Тернопольской области. Со временем сфера деятельности расширилась, и кроме музыкальных фестивалей мы начали заниматься реализацией литературных и театральных акций».

наконечная

По словам Оксаны, в течение года ей и ее соратникам удалось реализовать в парке и за его пределами большое количество проектов, над которыми они работали длительное время. «Поэтому победа для меня означает, что я двигаюсь в нужном направлении, и мое дело имеет значимость. Конечно, приятно и то, что за победу в конкурсе была вручена денежная премия, так как ее можно использовать на реализацию будущего проекта или просто потратить на заслуженный отдых».

Помимо определения лучших в сфере культуры такие конкурсы являются возможностью формирования культурной общественности – кластера культурных менеджеров и людей, которые мыслят в одном направлении, тем более что понятие культурного менеджмента является относительно новым для Украины и в университетах таких специалистов все еще не готовят. «Украинские культурные менеджеры в основном являются самоучками и изучают все самостоятельно на практике. Поэтому такие конкурсы дают возможность учиться на опыте коллег. И это тот случай, когда конкуренция напрочь отсутствует. Зачем ее создавать, если у нас у всех общая цель и логичнее думать о том, как мы можем друг друга поддержать. Даже во время награждения нам удалось разработать общую концепцию нового арт-проекта». По словам Оксаны, одной из главных проблем украинской культуры и ее развития является, конечно же, финансирование, а точнее его отсутствие или весьма скудные попытки создать его видимость. В результате этого огромное количество хороших проектов и идей так и остаются на уровне задумок из-за отсутствия финансирования или недофинансирования. Сегодня считается, что платить за культуру не время, так как есть более насущные расходы. Однако с таким подходом будущее Украины как государства выглядит весьма безрадостно: «Без культурных мероприятий человечество просто-напросто само себя уничтожит», – говорит Оксана.

Такого же мнения придерживается еще один призер конкурса – Мирослав Трофимук, который помимо журналистской деятельности занимается порталом «Pup Zemli» и кураторством музыкального проекта «ХАТНЄГРАННЯ», направленного на популяризацию новой украинской музыки в Украине и за ее пределами. «Мы регулярно проводим около-музыкальные мастер-классы и встречи. Все это организовано с целью популяризации не самой популярной музыки, так как когда говоришь «электронная музыка», то люди представляют ди-джея и клубный «рейв». В то время как эта музыка имеет огромное количество проявлений, существует огромное количество инструментов, позволяющих углубиться в самую суть звука или техник».

трофимук

По словам Мирослава, признание того, чем он занимается, очень важно, так как все ночи без сна оказались оправданными не только для целевой аудитории, но и для города в целом, ведь сфера его деятельности – нишевая. Но для Управления культуры это не стало проблемой: «Львову повезло с Управлением культуры, здесь нет необходимости ждать побед в конкурсах, переживать, одобрят ли твой проект или нет. Если речь идет о помещении или поддержке проектов, то двери Управления всегда открыты. С финансовой стороны, конечно, всегда сложнее». Мирослав признается, что если начинать говорить о том, чего же все-таки не хватает украинской культуре, то этот вопрос следует вынести темой отдельной конференции. Для начала нужно стремиться к единству в культурной среде, так как в ней хватает и организаций, и событий, но все происходит очень стихийно и обмен информацией внутри сферы минимальный. Даже те, кто работает в культуре, не посещает мероприятия друг друга. Так почему тогда зрители должны проявлять интерес к культурным событиям? Наиболее болезненным Мирослав считает то, что в культуре царит полная импровизация, причем не со знаком плюс. Это связано с тем, что в Украине роль государства выполняют волонтеры. Власть же не пользуется их наработками, еще и каждые пять лет уничтожает все то, что создавалось с таким трудом. «Мы с родителями занимаемся обработкой литературного наследия Филиппа Орлика. В этом году нам удалось принять участие в австрийском «Конгрессе неолатинистов». Мы смогли получить несколько грантов, финансовую поддержку нам выделил и Венский университет. В Украине и тем более в Западной Европе никто не знает и не слышал, что Украина имеет какое-то наследие на латыни. И это ведь не нишевое направление, а вещи, которые работают на имидж страны. Среди всех присутствующих мы были единственными представителями «самиздата», тогда как у других участников за плечами была поддержка от государственных институтов или культурных институций своей страны».