Замовити книгу "Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі". Вілл Гомперц

Алексей Василенко: «Со временем место в истории займут те художники, которые меняют ее ход»

17.05.2016

Сегодня заинтересованность украинцев искусством возрастает с каждым днем. Но кто, если не инсайдер этой индустрии знает все тонкости и нюансы современной арт-сферы? CHERNOZEM пообщался с совладельцем аукционного дома «Золотое Сечение» Алексеем Василенко и узнал, как украинцам следует развивать вкус, за какими арт-представителями будущее и действительно ли художникам необходимо завоевать популярность за границей, чтобы достичь успеха в родной стране.

Алексей Василенко
Алексей Василенко

 

Насколько сейчас активный интерес у украинцев к искусству?

Интерес к искусству существует всегда, даже в тяжелые времена. Да, в недалеком прошлом мы наблюдали падение спроса на арт, связанное с экономическим и политическим кризисом в Украине. В частности, в 2013-2014 годах рынок искусства пребывал в полудреме. Из-за кризиса спрос на многие категории искусства упал примерно в 2 раза. Впрочем, в 2015 году интерес и продажи начали расти, такую же ситуацию мы наблюдаем и сегодня.  Хотя, уровень покупательской способности2012 года все еще не достигнут. _DSC6294

Что больше всего интересует ценителей искусства и коллекционеров? Ведь «Золотое Сечение» проводит аукционы и выставки-продажи произведений живописи и графики, русской иконы.

Существует живой интерес к андеграундномуискусству – работам художников, творчество которых долгое время находилось под запретом. Картины таких авторов, как Валентин Хрущ, Станислав Сычев, Эрнест Котков, Игорь Григорьев очень востребованы среди коллекционеров. Кроме того, в почете классики советского периода – Сергей Шишко, Иосиф Бокшай, Николай Глущенко, Валентина Цветкова и другие. Также, во многом, благодаря именно экономическому кризису, мы отмечаем появление на рынке предметов высочайшего коллекционного качества, уникальных работ, которые не появлялись в продаже десятки лет. Таким образом, сегодня у коллекционеров появилась редкая возможность не только оценить эти работы, но и пополнить ими свои собрания. Хотелось бы также отметить, что на последнем аукционе «Золотого Сечения» клиенты активно покупали творения современных авторов. Речь, идет о таких художниках, как Михаил Деяк, Роман Минин, Олег Тистол, Матвей Вайсберг, Александр Животков, Юрий Коваль.

В целом, наиболее высоким спросом традиционно пользуется живопись. Помимо нее, сейчас украинцам интересны коллекционные предметы декоративно-прикладного искусства и фотография. Подобную тенденцию мы наблюдаем в мобильномарт-приложении One Day Auction (ODA).DSC_3765 DSC_3766

Сколько сегодня украинцы готовы платить за искусство и какие основные критерии для коллекционеров, когда они выбирают новые арт-объекты?

Все очень индивидуально и целиком зависит от предпочтений коллекционера, а также целей, которые он ставит перед собой: кто-тоготов потратить десятки тысяч долларов за предмет, а чей-то бюджет может быть ограничен 500 долларов. Вопрос в уникальности предложения и, снова, цели приобретения.Увлеченный коллекционер, как правило прекрасно сведущ в искусстве и абсолютно четко знает, чего хочет. Хотя, конечно же, никто не застрахован от эмоциональной составляющей. Однако, если на горизонте появляются работыисключительного качества, с превосходным провенансом, то часто коллекционеры готовы потратить на них немалые деньги. Что касается критериев, то многое зависит от собирателя. В частности, его опыта, капитала, подхода в коллекционировании (например, собирает одного автора, или срез искусства определенного периода, жанр или работы представителей конкретной художественной школы). Имя художника важно для всех коллекционеров, но это вовсе не означает, что собиратели не готовы покупать творения молодых талантов. Готовы и успешно это делают. Наш аукционный дом специализируется на продвижении молодых художников – мы действительно стараемся открывать ранее неизвестных авторов, которые в последствии занимают свое почетное место на рынке искусства.

Какие различия в деятельности, специфике работы, проведении сделок в аукционных домах Украины по сравнению с другими странами?

Есть несколько принципиальных отличий. Первое – непрозрачность украинского и прозрачность европейского и американского арт-рынков. Большинство сделок по покупке и продаже предметов искусства в Украине происходит не публично, без соответствующего документального сопровождения и пост-сервиса. Второе – структура рынка. Прямые продажи от художника к покупателю – привычная практика украинского рынка современного искусства. На Западе, как правило, сделки в сфере искусства совершаются профессионалами: арт-дилерами, галереями, аукционными домами и т.д.

Полагаю, чтобы ситуация на украинском арт-рынке изменилась к лучшему необходимы комплексные решения, начиная с изменений в законодательной и образовательной базе и заканчивая воспитанием будущего поколения коллекционеров._DSC6247

Как вы считаете, с чем связан тот факт, что украинцами не особо поддерживается родное искусство (люди не заинтересованы, не понимают, зачем им вкладывать деньги в искусство, если они им не занимаются или же подавляющее большинство людей попросту не в состоянии себе позволить)? Конечно, есть меценаты и коллекционеры, но как вы говорили выше, не все готовы даже разово потратить 500 долларов на предмет искусства

Число коллекционеров в Украине не превышает 2 тысяч человек. Впрочем, уже пару лет мы наблюдаем положительную динамику роста как количества собирателей арта, так и тех, кто просто проявляет к нему интерес – на последних 4-5 наших аукционах около 30% работ приобретал совершенно новый срез коллекционеров, большинство из них остались преданны искусству в последующем. Росту спроса способствуют выставки, арт-фестивали, некоммерческие проекты и другие активности в сфере искусства, которые в последние годы заметно участились в Украине. И пусть многие украинцы массово пока не могут себе позволить покупку предметов искусства, интерес к нему все же увеличивается.

Часто ли у вас покупают работы иностранные клиенты?

Среди наших клиентов есть как украинцы, так и иностранцы. Более того, некоторые из последнихдавно являются нашими постоянными клиентами, но все же, большинство клиентов аукционного дома «Золотое Сечение» – украинцы.

Как вы считаете, какие сегодня основные проблемы в развитии украинского искусства? И каковы пути их решения?

По моему мнению у украинского искусства есть свой путь, которым оно следует. У нашего арта присутствует потрясающая история и художники, которые во многом повлияли на ход течения мирового искусства. Я считаю, что украинское искусство и особенно молодое поколение художников может стать своего рода катализатором для процессов, которые мы наблюдаем в европейском и особенно американском художественном поле.

Единственная проблема, которая препятствует логическому развитию –это отсутствие культуры собирательства. Но это и естественно, поскольку культура эта начала формироваться лишь в начале 2000-х годов. За последние 20 лет темпы развития профессиональных арт-институций и формирования арт-рынка в Украине просто колоссальные. Ежегодно в нашей стране открывается огромное количество галерей, фондов, растет число меценатов, готовых выделять деньги на некоммерческие арт-проекты, что само по себе является достижением. Думаю, что Украине нужно еще немного времени, чтобы те процессы, которые уже запущены, начали приносить свои плоды в виде активации интереса со стороны как минимум большинства представителей бизнес-элиты страны._DSC6123

Насколько важно, чтобы люди, которые не являются меценатами и коллекционерами также участвовали в поддержке искусства, путем покупок работ? И если люди хотят таким образом поддержать современное искусство, но, скажем, не особо разбираются, как им быть и каким образом заняться развитием собственного вкуса?

Если речь идет о начинающих коллекционерах – людях, которые только открывают для себя мир искусства, то роль их очень важна. Они – свежая кровь, которая необходима украинскому рынку искусства. И, как я уже отметил, в последние пару лет мы наблюдаем очень положительную динамику появления молодых коллекционеров. Есть несколько общих рекомендаций, которые могут применять собиратели, делающие первые шаги в коллекционировании для того, чтобы научиться в какой-то мере разбираться в искусстве.

На мой взгляд, новичку важно найти себе наставника. Им может стать искусствовед, галерист, аукционист – человек, который профессионально занимается арт-бизнесом. Не лишним станет регулярное посещение музеев, галерей, арт-ярмарок, аукционов, штудирование тонн литературы (история искусств, главные периоды и их представители). В приобретении предметов искусства и коллекционировании присутствует магия шестого чувства — к интуиции непременно следует прислушиваться и покупать только то, что нравится.

Что влияет на популярность современных художников? Имеет ли смысл мнение, суть которого в том, что для признания в родной стране, следует сначала стать популярным за границей?

Факторов, которые способны повлиять на популярность художника – великое множество. И талант автора – не единственный залог успеха в данном случае. На востребованность художника с точки зрения бизнеса часто влияет его привязка к конкретной галерее, дилеру, который занимается продвижением – организовываетему выставки, предлагает его работы на аукционные торги в Украине и за ее пределами, оповещает об авторе широкую общественность с помощью СМИ, вовлекает творца в интересные групповые проекты с именитыми художниками, которые способны прославить «родного» автора и многое другое. Учитывая избалованность коллекционеров, в мировых масштабах важен и оригинальный стиль автора. Банальный пример: творения ДэмианаХерста не всегда можно назвать шедевром с художественной точки зрения, ноего центральная тема– неизбежность смерти является основой его творчества и брендом, за который коллекционеры готовы платить сегодня десятки миллионов.

Безусловно, для максимального успеха и попадания в топы нужен талант. Без него, правильно расставив акценты и применив технологию маркетинга,конечно,можно добиться немалых финансовых успехов, а также мимолетной славы,но это ненадолго. Все-таки со временем место в истории займут те художники, которые меняют ее ход.

Что касается подхода «сначала за границей, а потом – у нас», то все очень относительно и ситуативно. Естественно, публичные продажи на западном рынке того или иного художника в некоторой степени поднимут его рейтинг и ценовую планку на его работы на Х-процентов, но в первом случае – это абсолютно точно будет временным явлением, если он не найдет поддержки со стороны внутреннего рынка, а во втором – его творчество будет интересно, а соответственно финансово успешно только на внешнем рынке. Другими словами, в долгосрочной перспективе, формирование ценовой политики на работы того или иного художника должно происходить поэтапно. При этом, подпитываться постоянно растущим интересом к его творчеству, в первую очередь внутреннего коллекционера и во вторую – рекордными продажами, которые и определяют эту этапность.

Теми art

Матеріали на схожі теми

Коментарі