Замовити книгу "Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі". Вілл Гомперц

Дарья Кольцова: «Трансформированная художником труба бывшего завода имеет все шансы стать важной точкой на карте Киева»

chernozem.info 04.09.2017

CHERNOZEM уже писал о том, что был объявлен шорт-лист из 10-ти претендентов на UNIT.City Art Prize. Все они будут бороться за право создать самую высокую арт-инсталляцию в Киеве. Куратор и один из членов жюри Дарья Кольцова рассказала, почему преображать будут именно этот объект, что было важно членам жюри при приеме заявок и как обстоят дела в Украине с подобными конкурсами.

Дарья Кольцова
Дарья Кольцова

Как возникла идея создания UNIT.City Art Prize?

Представьте, что вы хотите принять участие в чемпионате по плаванию, но у вас в городе нет бассейна. Вы приезжаете на соревнования в других городах и наблюдаете за участниками, анализируете технику, присматриваетесь, запоминаете их имена и приемы. Вы читаете книги о плавании, изучили все, что только могли найти о бассейнах, воде, знаете имена пловцов и их рекордное время. Иногда летом, когда у вас появляется такая возможность, вы ездите на речку и плаваете там, стараясь плыть все лучше и лучше. У вас прекрасные задатки, идеальное телосложение, вы выносливы и быстро прогрессируете. Вы уже неплохо плаваете, но даже от ученика спортивного интерната вас разделяет целая вечность.

Похожая ситуация в Украине с использованием в искусстве современных технологий и материалов. Есть талантливые художники, которые использовали бы их если дать им такую возможность, дизайнеры и архитекторы, которые могут предложить прекрасные идеи публичных пространств, экологичных решений, как только на них появится конкретный запрос.

Как часто планируется проведение данного конкурса?

Конкурс – это запрос и исследование одновременно. В Украине это первая подобная инициатива, и мы планируем проводить его два раза в год. Хотя одного только конкурса недостаточно. Параллельно скоро начнем запускать большую целостную программу арт-направления. Нам бы очень хотелось, чтобы на территории UNIT.City было много искусства – умного, зрелищного и технологичного.

Почему выбор пал именно на эту заводскую трубу, так как подобных мест, которые можно преобразить очень много?

Это была идея одного из управляющих партнеров, которую мы все поддержали. Трансформированная художником труба бывшего завода, которая возвышается над городом на 60 метров имеет все шансы стать важной точкой на карте Киева. Это важный символ этого места: когда завод работал — из трубы шел дым, теперь инновационному парку нужен другой символ, воплощающий новую философию и миссию этого места.

unit-city-art-prize-release2

А есть ли в Киеве или Украине место, которое вы бы очень хотели преобразить? Это может быть даже место из детства, которое до сих пор в памяти. Может, по дороге в школу на пути было заброшенное ужасное здание или, например, отвратительная серая стена и это кроме грусти не вызывало никаких эмоций.

Недавно я была в Каунасе — это маленький литовский город, о котором я вряд ли узнала, если бы аэропорт Вильнюса не закрыли на ремонт. Я была там всего несколько часов, но меня поразила набережная. Там ничего не было кроме идеально ухоженной травы и деревьев вдоль огромного куска реки. Я вообще очень люблю набережные, не зря один из моих любимых муралов (работа Уильяма Кентриджа в Риме) создан именно на набережной. Набережная Сены прекрасна, и я всегда в Париже провожу там много времени.

В Киеве я почти не бываю на берегу Днепра, там неуютно, грязно и неинтересно. Вот вам и пространство. А старые серые стены, кстати, я очень люблю. Гораздо больше, чем большинство киевских муралов. Я убеждена, что искусство на улицах должно эти улицы уважать. Мне ближе экологичная и умная идея ревитализации, которая требует от автора изучения пространства прежде, чем что-то предлагать.

Каковы были критерии отбора десятки финалистов?

Первое — это идея и ее соответствие философии UNIT.City. То сообщение, которое вкладывает автор в свою работу. Есть и художественная составляющая: прежде всего, мы создаем произведение современного визуального искусства. Технологичность: с самого начала мы заявляли о наших ожиданиях увидеть в заявке современные технологичные решения. Менее всего мы хотели бы видеть в заявке раскрашенную трубу, например.

Еще одним важным моментом было отношение автора к самому объекту заводской трубы. Во время обсуждения мы называли это «respect the chimney», подразумевая принцип ревитализации. Труба — прекрасна сама по себе и меньше всего нам хотелось прятать или разрушать ее. Было важно сохранить самобытность и идентичность этой архитектурной формы.

Удивительно, но одна из заявок с нулевым бюджетом предлагала в виде проекта отказ от какой-либо ее трансформации. Это было слишком концептуально, конечно.

Вы даже продлили прием заявок. Проект вызвал такой ажиотаж?

Нас просто завалили просьбами о продлении дедлайна. Давайте будем честными: художники редко вписываются в сроки. Я прекрасно знаю это по себе: сначала ходишь и думаешь, настраиваешься, исследуешь материал, задачи, ищешь то, что тебе лично будет интересно реализовать. Это длительный процесс вынашивания и рождения идеи, который невозможно вписать в какие-то сроки. И не дай бог тебе при этом всем еще и быть перфекционистом! Вы думаете почему практически все арт конкурсы и опен-колы продлевают свои дедлайны? По этой причине продление дедлайна предполагалось с самого начала. Кстати, большая часть десятки финалистов загрузили свои заявки в последние 3 дня.

А если говорить о жюри, то по какому принципу оно было отобрано?

В жюри вошли профессионалы урбанистики, ревитализации, современного искусства и команда, работающая над созданием и развитием инновационного парка UNIT.City.

Каждый мог оценить проект с точки зрения своего профессионального опыта, выбрав наилучший. Сначала каждый выбирал свою десятку и выставлял ей баллы. Проекты, которые набрали суммарно наибольшее количество баллов были вынесены на обсуждение. Каждый член жюри высказывал свое мнение на тему каждого проекта и так, в процессе обсуждения, мы определились с десяткой финалистов.

Достаточно ли в Украине подобных инициатив и конкурсов, цель которых – объединение искусства и технологий?

Конечно, нет. Ни один конкурс в Украине, насколько мне известно, не специализируется на объединении технологий и искусства, науки и искусства. В Харькове когда-то была небольшая инициатива подобного рода, которая, к сожалению, не имела продолжения.

В прошлом году у меня были мысли создать резиденцию с фокусом на «Science art» в рамках моего кураторского проекта «Litoralis» во Франковске, но нам тогда не хватило бюджета. Это очень затратные направления. При этом для результата нужен долгосрочный и многоплановый подход. Поэтому меня очень обрадовало то, что команда UNIT.City поддержала мою идею. Честно говоря, я убеждена, что это лучшее направление для инновационного парка.

Теми art

Матеріали на схожі теми

Коментарі