Замовити книгу "Що це взагалі таке? 150 років сучасного мистецтва в одній пілюлі". Вілл Гомперц

Геннадий Козуб: «Даже в хорошие времена культура у нас была на последних местах»

12.11.2015

За несколько месяцев работы CHERNOZEM уже успел подготовить немало материалов о представителях искусства в Украине. И каждый раз мы слышали от них, что в нашей стране все держится исключительно на волонтерах и частных инициативах. На этот раз мы пообщались с Геннадием Козубом, основателем ежегодного симпозиума современного искусства BIRUCHIY, который в этом году отметил 10-летний юбилей. Геннадий рассказал нам, почему он уже давно перестал ходить к чиновникам, действительно ли украинскому правительству «не до высокого» и правда ли что для для того, чтобы стать успешным в Украине, сначала нужно завоевать Лондон?

Геннадий, трудно ли в современных реалиях продвигать искусство в Украине?

Искусство продвигать не трудно, если тебе нравится это делать. Конечно, необходимы знания и навыки, не будут лишними и связи. Но, в общем, это абсолютно положительное дело и когда видишь результат, понимаешь, что время и силы были потрачены не напрасно.

Что на данном этапе представляет из себя BIRUCHIY, ведь это не разовое мероприятие, а событие на постоянной основе?

Проект BIRUCHIY, как вы правильно заметили, находится в постоянном развитии. Сейчас мы работаем в двух направлениях: непосредственная организация симпозиума, и второе – журнал о современном искусстве BIRUCHIY contemporary art magazine. Для симпозиума как для прогрессирующего события важны возможности для расширения. И трудности здесь связаны с большим количеством времени, которое уходит на общение с людьми, принимающими участие в процессе. Это ведь не только художники.

Сам симпозиум может расширяться как за счет увеличения количества участников из Украины, так и зарубежных художников. То же самое можно сказать и о финансировании. Сейчас мы более активно сотрудничаем с зарубежными институциями, которые помогают нам решать эти задачи и делятся своим опытом.

Есть различные трудности на месте проведения симпозиума. Например, отдаленность Бирючего, которая всегда проявляется в сложности коммуникации с «большой землей». Есть зависимость от природных факторов. Ветер, шторм или дождь могут свести на нет все запланированные события.

Какова роль Украины как государства в развитии искусства на примере Бирючего? Общаясь с людьми, которые организовывают фестивали, и другие культурные мероприятия, постоянно приходится слышать о том, что никто уже даже не ждет поддержки от родной страны и порой даже нет смысла обращаться к чиновникам.

Согласен. Пять-шесть лет назад я прекратил тратить время на общение с чиновниками. Это люди, живущие в другой реальности. Они окружают себя подобными себе, у них нет желания выходить из зоны комфорта. У них другие ценности и другие деньги. Что-то там понимать, вникать, поддерживать… Зачем!? Проще надеть вышиванку и продолжать с умным видом ничего не делать. Была надежда после Майдана, что будет что-то правильное сделано в культуре. Но то, что происходит сейчас в минкульте, просто невозможно описать нормальными словами.

Сейчас активно набирает обороты развитие креативной экономики и творческих индустрий. Как стремление развиваться в этой сфере скажется и поможет таким проектам как BIRUCHIY?

Бизнес поддерживает искусство, искусство поддерживает бизнес. Современный художник творит новые ценности, которые не существовали и не воспринимались ранее. Это и есть процесс, который формирует прогрессивное общество. И у каждого участника этого процесса есть своя роль, свои обязательства и свои дивиденды. Создавая «Бирючий», мы создавали среду для прогрессивных, творческих людей. Такие люди есть не только в культурном сегменте, есть такие люди и в бизнесе. Вот они и понимают, как важна роль искусства в нашей жизни. С такими людьми и «Бирючий» будет развиваться, и другие проекты, даже те, которых еще нет, над которыми кто-то думает, которые будут обязательно. К нам приходят разные люди «не из искусства», но остаются немногие. Ценителей искусства всегда меньше, чем обывателей.

Насколько тяжело было развивать ваш проект в течение десяти лет, искать людей, привлекать спонсоров и продолжать продвигать украинского искусства?

Наша страна переживает сейчас очень тяжелые времена. Естественно, что финансирование проектов, связанных с искусством, не может быть на первом плане. Даже в хорошие времена в нашей стране культура была на последних местах. Но есть неравнодушные люди, которые понимают, что если не будет культуры, то за что тогда воевать? Это еще Черчилль говорил.

С какими проблемами в первую очередь приходится сталкиваться украинским художникам при продвижении себя и своего творчества в Украине и на Западе? И как они решаются?

Наверное, основная трудность – это недостаток информации в наших СМИ о состоянии культуры, о процессах, событиях, художниках. Наши новости даже без войны всегда весьма печальны. Полная профанация делать репортажи, которые стыдно смотреть, только потому, что это нужно минкульту или еще кому-то, и еще более полная профанация игнорировать качественные выставки или проекты, которых действительно сейчас немало. Как это исправить? Мы решили внести свой вклад и делать журнал о современном искусстве. Да, это капля в море. Но капля камень точит.

Многие ли украинские художники изначально стремятся стать известными за границей,  «перескочить» наш рынок и сразу ориентироваться на Запад?

Олег Тистол в одном интервью говорил, что его картины из мастерской сначала должны были начать продаваться в Лондоне, чтобы потом их покупали в галерее в Киеве. Это наша реальность.

Немного есть людей, которые покупают наше, родное. А ведь украинское современное искусство очень качественное и уникальное. Сейчас ситуация меняется, понемногу. Появляются новые галереи, выставочные пространства, новые коллекционеры. В моде украинские художники, дизайнеры, бренды. На Западе ведь очень много коллекционеров, у которых на первом месте искусство своей страны. Но коллекционеру всегда интересно и зарубежное искусство. Если художник интересен в своей стране, то естественно им будут интересоваться и зарубежные коллекционеры. Поэтому нужно как можно активнее популяризировать украинское искусство внутри страны, создавать и развивать рынок.

В каких специалистах сейчас больше всего заинтересован проект BIRUCHIY?

К нам обращается много творческих людей с предложениями сотрудничества. Имея десятилетнюю практику, мы будем отдавать предпочтение кураторским проектам. Кураторы реализуют проекты в рамках симпозиума. И уже кураторы выбирают художников для своих проектов.

Насколько эффективна деятельность арт-резиденций в Украине?

Резиденций для нашей страны не так уж и много. Лучше, если о смысле их деятельности, да и вообще о том, что там делают коллеги (а это – отдельная тема для исследования) расскажут наши украинские критики. Я считаю всех людей, которые популяризируют украинское искусство, коллегами. И меня радует, если у коллег все получается.

Теми art

Матеріали на схожі теми

Коментарі