1400x90-arthuss-2

Игорь Абрамович: «25 лет присутствия» – это взгляд на художественный мир «от первого лица»

chernozem.info 22.05.2017

Вчера в рамках Книжного Арсенала состоялась дискуссия о проблеме написания истории современного украинского искусства с участием авторов книги «25 лет присутствия», среди которых Галина Скляренко, Игорь Абрамович, Наталья Маценко, Инга Эстеркина, Екатерина Рай, Роксана Рублевская и над которой работало издательство ArtHuss.

Специально для CHERNOZEM руководитель проекта, арт-дилер, куратор Zenko Foundation рассказал об украинском искусстве, цели создания издания «25 лет присутствия», какие художники в него вошли и о «белых пятнах» украинского культурного пространства.

12140094_1090866584258507_3013979234918032337_o
Игорь Абрамович

Почему вы решили создать такую книгу? Это подведение промежуточных арт-итогов Украины?

25 лет – время присутствия независимой Украины на геополитической карте мира. За это время в искусстве возник ряд незаурядных персоналий, ярких явлений и тенденций, которые сформировали целый исторический этап – чрезвычайно интересный в своем многообразии и противоречиях. Это новая история украинского искусства, и она требует фиксации и осмысления.

5 лет назад мной в качестве организатора и руководителя совместно с куратором Марией Хрущак был реализован проект «20 лет присутствия. Современные украинские художники», посвященный 20-летию Независимости Украины, где были представлены работы 20 признанных современных украинских авторов. Проект «25 лет присутствия» является его более масштабным продолжением, посвященным 25-летию Независимости и призванным продемонстрировать более широкий и подробный срез современного искусства Украины на его сегодняшнем этапе, показать уже знаковые произведения прошлых десятилетий и новые работы художников-участников.

Какова цель данного издания? Что вы хотели показать и рассказать?

Цель этого проекта – объединить художественные поколения, стирая разделительную черту, показать взаимосвязь и историко-культурную преемственность, создать целостную картину современного украинского искусства, обозначить круг актуальных сегодня для искусства и всего социума тем и проблем и ознакомить с результатом обширный круг читателей и зрителей – не только представителей художественной среды, но и широкую аудиторию.

По какому принципу были отобраны персоналии для книги? Что для вас было важно?

Была создана кураторская группа, каждый из участников которой внес свой вклад в обсуждение и выбор авторов. Мы стремились, чтобы представленными в книге художниками будто пунктиром обозначались не только разные поколения, но и различные группы, объединения, ячейки, которые действовали в 1990-х или действуют сегодня в нашем искусстве: художники «новой волны» и «Группа быстрого реагирования», легендарный «Живописный заповедник», киевские сквоты, группы «Р.Э.П.»,«SOSка»,«Открытая группа» и другие; чтобы была наглядная широкая «художественная география» – Киев и Харьков, Одесса и Львов, Херсон, Днепр, Ужгород, а заодно художники из Украины, ныне проживающие за ее пределами. Здесь читатель/зритель не найдет рейтингов или энциклопедической сухости, но встретится с «живым присутствием» художников.

Каждый раз, когда проходит интервью с людьми, которые вовлечены в украинский арт-мир, они отмечают «25 лет отсутствия» государственной помощи и поддержки украинскому миру искусства и его представителям. Что вы думаете по этому поводу?

У нас есть группа коллекционеров, которые неоднократно поддерживали и продолжают поддерживать не только выставки, но и издательские проекты, за что я им очень благодарен. Они вовлечены в этот процесс, как и художники, и это очень важно. От государства мы получаем только информационную поддержку – посредством Института проблем современного искусства. В целом же пока держимся на частных инициативах и надеемся на то, что в дальнейшем ситуация будет меняться и государственная поддержка будет расти – культуре это жизненно необходимо.

18582061_1356936634399305_7890508901866919013_n

Для кого вы создали эту книгу?

Книга рассчитана как на коллекционеров и знатоков искусства, так и на более широкий круг заинтересованных, а также на аудиторию, которая только приобщается к современному искусству.

Книга «25 лет присутствия» – это диалог с художниками не только через репродукции их знаковых работ, собранные в издании, но и буквально, через «прямую речь» авторов в интервью, где они делятся мнениями относительно актуальных процессов, достижений и проблем как художественного, так и общегуманитарного характера.

Форма диалога всегда интересна даже не подкованному читателю, хотя бы мало-мальски знакомого с современным искусством. Увы, не все из представленных в книге художников ныне живы, поэтому в некоторых случаях мы обращались за комментариями к искусствоведам. Но в любом случае эта книга – живая беседа, портал в художественный мир, взгляд на него «от первого лица». Данное издание – не просто срез, а своеобразный «самоанализ» нашего художественного пространства, состоящего из динамических противоречий, наглядный показатель роли и места искусства в обществе, откуда постоянно поступает материал для новых идей и открытий, исследований и проектов. Оно призвано заполнить хотя бы часть «белых пятен», которыми изобилует осмысление локального культурного пространства.

Теми art book

Матеріали на схожі теми

Коментарі