Завтра, 29-го ноября, аукционный дом «Золотое Сечение» в ЦСИ «М17» проведет коммерческий аукцион работ классического, андеграундного и современного искусства CLASSIC UNDERGROUND CONTEMPORARY.
CHERNOZEM пообщался с совладельцем аукционного дома Михаилом Василенко, который рассказал, как происходит процесс отбора лотов, как формируются цены и почему аукционы важны и нужны не только новичкам в мире искусства, но и известным художникам.
Каковы ваши ожидания от предстоящего аукциона?
Ожидания довольно оптимистические. Учитывая подборку коллекции с редкими произведениями. Например, последняя живописная работа Максимилиана Волошина «Киммерийский берег», известная сюжетная картина Давида Бурлюка «Золотая лошадь», «Мартовское утро» Николая Глущенко, многие небольшие но редкие и желанные работы периода андеграунда, коллекционный блок современного искусства, а также ценовой диапазон на них – стоимость в свободной продаже в пару раз выше предлагаемой нами. Рассчитываем, что коллекционеры по достоинству оценят подход, приобретая предложенные шедевры. Но аукцион – это всегда сюрприз. И называть какие-то конкретные прогнозные цифры никогда не стоит.
На предстоящем аукционе будет форма смешанных торгов (живые и тихие). Скажите, какая из форм наиболее оптимальная и может быть более успешна для результата аукциона?
Какая форма интересна и удобна клиенту. В частности, у них по сути есть несколько сценариев: влюбившись в работу они могут сразу же заявить о своем желании ее приобрести, сделав ставку по-тихому (в том числе, онлайн) либо же немного подумать и принять участие в живых торгах, а можно совместить оба варианта. Доказательством действенности данного формата послужили наши октябрьские торги, где продажи составили 70% представленных лотов с постаукционными продажами. Выбор формы зависит от ситуации на рынке искусства: сейчас рынок хоть и растет, но очень медленно. Продажи арта за последний год повысились примерно на 10-15% по сравнению с прошлым годом. Поэтому ему нужны свежие идеи. Другие факторы выбора формата: общее настроение коллекционеров, наша находчивость. Имея многолетний опыт работы в аукционном бизнесе, мы понимаем, когда и что стоит предлагать, скажем, тихие торги, а когда это не сработает и нужна классика жанра – обычный аукцион. Скажем, когда рынок процветает коллекционеры зачастую предпочитают классические торги. Их не нужно заинтересовывать дополнительным форматом.
О прошлых торгах вы говорите следующее: «Немаловажным фактором успешных торгов стали заниженные цены на предложенные шедевры. В этот раз мы также предложим редкие работы именитых авторов по ценам, которые в несколько раз ниже рыночных». Можно ли это считать своего рода риском? Не помешает ли занижение стоимости лота продать его по более высокой цене?
Риском – нет. Скорее мы, понимая общую экономическую ситуацию, предлагаем клиентам лоты по очень привлекательной цене. Например, работа Романа Минина «Алфавит» стартует с 2500 долларов, в то время как подобные картины этого автора сейчас стоят минимум в два раза дороже. Или же Николай Глущенко со стартом в 5000 долларов, тогда как в свободной продаже его работы не найти меньше, чем за 10000-15000 долларов. Таким примером является практически каждый лот коллекции. Подобное могут себе позвонить лишь те игроки рынка, которые имеют очень большую собственную базу работ. И, да, низкие стартовые цены делают более привлекательными торги для коллекционеров. Они понимают истинную стоимость работ и могут позволить себе проявить азарт.
Отсюда возникает вопрос, как понять, что аукцион прошел успешно? Здесь задействована только финансовая составляющая или же этого недостаточно?
Только финансовый успех – это хорошо, но его не достаточно. Важно, чтобы торги привлекали новых покупателей. Благодаря чему рынок расширится, оживится. Высокие продажи, наличие новых коллекционеров, активность опытных собирателей искусства, реакция рынка (может проявится в виде выставок определенных авторов, роста продуктивности художников и так далее) – ключевые показатели успешности аукционных торгов. Зачастую, успешным является аукцион, который принес не менее 40% продаж. Впрочем, все очень зависит от самих лотов. Иногда и 20% продаж могут принести успех – если речь идет о дорогих работах.
Возвращаясь к теме цен и вашему решению занизить цены, каким образом происходит формирование цен?
Цены на работы формируются на основе нескольких факторов: рыночная цена, платежеспособность коллекционеров, спрос на того или иного художника, доступ к широкой базе работ, уникальные предложения на рынке. Сегодня мы видим спрос на андерграундное искусство, а также на работы советских классиков. Работы Глущенко и Шишко, например, покупают сразу же. Имея широкую базу коллекционеров, а также постоянное предложение коллекционных произведений от собственников, художников, наследников и внушительное собственное собрание работ, мы можем предлагать специальные цены для своих клиентов.
Как происходит процесс отбора лотов на аукцион?
Среди сотен предложений, которые мы получаем, выбираем только самые интересные, редкие и высококачественные работы. Решение принимает наша экспертная комиссия, в состав которой входят искусствоведы, являющиеся сотрудниками аукционного дома. Мы также можем привлекать экспертов государственных музеев или частных бюро для проведения дополнительной экспертизы. Все отобранные работы проходят визуальную экспертизу квалифицированных специалистов. Если этого недостаточно, то делаем профильную искусствоведческую или химико-технологическую экспертизу. Если у нас остаются сомнения в подлинности работы, аукционный дом не принимает ее на торги.
Лоты мы подбираем согласно избранной тематике аукциона. Далее многие работы проходят реставрацию, оформляются в багет и после попадают в каталог аукциона. На первый взгляд может показаться, что это не сложная работа, однако мы задействуем многих специалистов на каждом этапе, и подготовка аукциона может занять 2-3 месяца. Это достаточно затратное мероприятие и в материальном смысле – сумма зависит от масштаба ивента, логистических затрат, но в среднем получается около 12-15 тысяч долларов.
Объясните людям, которые не сталкивались с аукционами, кому они нужны? Многие могут полагать, что уже успешному и популярному художнику не нужен аукцион, так как его работы продаются и без того. Работы молодого арт-представителя могут плохо покупаться. Или же представленная на аукционе работа «новичка» является неким сигналом и стоит как минимум присмотреться, а как максимум – покупать, так как дальше будет только дороже?
Аукционы нужны абсолютно всем: известным авторам, молодым художникам, рынку в целом. Дело в том, что аукционные торги, учитывая непрозрачность украинского рынка искусства, являются единственным способом публично установить стоимость работ автора. Что касается молодых художников, то наш аукционный дом «открыл» в свое время много известных нынче имен, среди которых тот же Михаил Деяк. Так что попадание на торги работы молодого автора, безусловно, говорит о его перспективности и высоком уровне творчества, его работы стоит покупать, так как со временем они будут дорожать.
Как определить человеку, что покупать, за какую цену и когда надо понимать, что цена за лот завышена? Или же в искусстве нельзя сказать, что «за картину переплатили»?
За картину, которая не стоит своих денег, активно торговаться не станут, так что «переплатили» – не совсем правильное слово в данном случае. Особенно, если за нее торгуются опытные ценители искусства. Новички, кстати, редко принимают активное участие в торгах, в основном, делают несколько шагов и отступают. Одна из причин – как раз страх «переплатить».
«Что покупать» зависит уже от конкретного коллекционера и его собрания работ. А также от того, какую цель он преследует – покупает для души (то, что нравится), приобретает исключительно в качестве финансового актива, или два в одном. Для одного коллекционера это может быть почти бесценный лот, а для другого – ничем непримечательная работа. Ценообразование на работы весьма хаотичное в Украине. Единственный способ контролировать цены на авторов – это посещать аукционы. И, таким образом, прикидывать стоимость автора. На самом же аукционе, цены в ходе торгов зачастую адекватны рыночным, именно тут часто ставятся новые рекорды на работы художников. Стартовые цены сильно занижены для возможности поучаствовать большому количеству ценителей в аукционе и несколько раз в году приобрести хорошие работы по адекватной цене даже с учетом торга.
В пресс-релизе вы упоминаете, что «очень важно проводить торги именно в нестабильной экономической ситуации, поскольку аукционы – это единственный способ зафиксировать стоимость работ украинских авторов. Что в итоге позволяет удержать украинский арт-рынок и украинское искусство на плаву». Вы считаете, что украинское искусство не занимает стабильные позиции на мировой арене, а именно «держится на плаву»?
Дело вовсе не в том, что рынок пойдет ко дну, а в том, что положение его, ввиду экономической нестабильности, и правда шаткое вот уже несколько лет. «Произведения искусства – это предметы роскоши». Именно такой навязанный стереотип существует в украинском обществе. Причина – нераскрученность арта в широких кругах. Во всем мире же искусство – это объект наслаждения для души и разума. Постепенно мы идем к этому пониманию, но над этим еще нужно работать, устраивая больше выставок, ярмарок, арт-фестивалей и активно рекламируя все эти ивенты.
Да, конечно, арт – это не предмет первой необходимости, который покупают что бы ни происходило с финансами. В такой ситуации игрокам рынка очень важно проводить разные активности: выставки, аукционы, ярмарки. Подобные проекты усиливают оборот на арт-рынке, заставляют его циркулировать, порой делают «искусственное дыхание». И когда рынок искусства вновь вдохнет полной грудью, наверху окажутся те игроки, которые в тяжелые времена не пережидали, а работали и формировали новое арт-сообщество.
Коментарі