Модная пятница: Лиля Чавага о коллаже жизни

chernozem.info 26.05.2017

Лиля Чавага рассказала CHERNOZEM’у о том, насколько моден сейчас коллаж как арт-иллюстрация в искусстве и в жизни. И сделано было это без специальных терминов и глубоких отвлечений, а просто так, как она умеет делать свои картины – дополняя кусочки вопросов фрагментами ответов.

Этот текст является вольным изложением 4-х часовой беседы в мастерской на 25-этаже дома на Позняках. Решение не писать встречу на диктофон пришло по пути к художнице – а что, если интервью с ней будет состоять из воспоминаний о нем через два дня после его взятия?.. Вот оно это “а что”:

CHRNZM: Судя по виду из мастерской на пол-города, Вы уже поднялись к вершинам арт-бизнеса?

Лиля Чавага: Я поднялась пока только под крышу высотки – в пространство, которое обустраивала моя подруга. Здесь располагается команда разработчиков компьютерных игр, которой руководит муж подруги. Ну, и с недавних пор я. Получила грант на создание тиражного производства. Коллаж – предмет штучный. Второй раз вырезать-клеить не только неинтересно, но и часто невозможно – где взять еще такие же исходники 60-70-х годов, например? А если образ получился востребованным, то можно его увеличить и размножить. А если можно – то и нужно.

CHRNMZ: “Любите и размножайтесь!” 

Лиля Чавага: Вроде того. Выбор мастерской очень удачен еще и географически: когда утром все едут в центр – я из него. А вечером – наоборот, так что на мостах не стою.

CHRNMZ: А в очереди на продажи своих работ приходится стоять или расхватывают коллажи как горячие пирожки?

Лиля Чавага: Я не очень-то влияю на этот процесс, поэтому стараюсь не особо думать пока об этом. Есть известный международный интернет-ресурс – вот на нем что-то продается. Что-то – через личный сайт. Что-то – после выставок и конкурсов.

CHRNMZ: Выставки как выставки – персонального творчества – или выставки как проект? Хочется уточнить, потому что запомнился недавний проект с портретами из джинсовой ткани – на “хемингуэев” самостоятельно редко замахиваются…

15267904_10154322313793515_6538799432193632580_n

Лиля Чавага: На этот проект меня “замахнули”: в Украине была разработана промо-кампания для всемирно-известного бренда джинсовой одежды, в ходе которой были вовлечены т.н. lider opinion – владельцы успешных местных проектов в разных сферах бизнеса. Они рассказали, кто для них считается авторитетом, кумиром или просто путеводной звездой. Так была сформирована галерея личностей мировой истории. А потом за 2 недели я сделала то, что никогда ранее даже не думала успеть сделать (улыбается).  15380416_10154353972588515_8050280170494072614_n

После выставок эти портреты были подарены организаторами акции этим лидерам мнений, история имела пост-промо с широким резонансом в их целевой аудитории соцсетей и приятным послевкусием.

15589774_10154373254473515_8423108819393502306_n

CHRNZM: А как родилась мастерица коллажа?

Лиля Чавага: Я много лет – начиная еще в Донецке – проработала в производственной компании: придумывала, разрабатывала, планировала и реализовывала промо-акции. Сначала даже обучилась компьютерному дизайну, но вскоре ко мне в кабинет посадили специалиста по этому делу, и я стала давать ей макеты из вырезанных и склеенных образов – так для меня было быстрее, а для нее доходчивее.

CHRNZM: Родственники, конечно, могли и не видеть тех рабочих макетов, а что они говорят про нынешние “картинки из жизни” – особенно когда они выходят в публичное пространство?

Лиля Чавага: Они меня берегут – говорят, что просто ничего не понимают в современном искусстве (улыбается).

CHRNMZ: Выходит, что разработка конкурсов и участие в них – это две стороны одной медали “За оборону и освобождение Чаваги”?

Лиля Чавага: Медалей уже не считаю. Так получается, что я почти всегда побеждаю в каких-то конкурсах – то путевку выиграю, то еще какой-нибудь супер-приз. Не знаю, почему это так часто происходит. Наверное потому, что часто участвую?..

CHRNZM: Известно достоверно, что означает слово “чавага” и как оно появилось на малой родине – в Волновахе?

Лиля Чавага: Насколько я знаю, это татарское название украшения, которое вплетается в девичью косу.

CHRNMZ: И как вплелось в столичную жизнь? Или еще вплетается?

Лиля Чавага: Да и не только столичную. Я даю много мастер-классов по коллажу. В прошлом году их было около 15-ти по Украине. То есть, для меня лично сейчас складывается своеобразный коллаж моей жизни из городов, людей, событий, явлений…

CHRNZM:  И кому он нужен сейчас – коллаж? Или это просто модно сейчас – как было модно учиться время от времени то искусству икебаны, то фен-шуя, то сада камней, то еще чему-нибудь из области “мелкой моторики”?

Лиля Чавага: “Во-первых, это красиво!” (с) По моим наблюдениям, обычно на мастер-классы приходят пару-тройка дизайнеров одежды, парочка дизайнеров интерьеров, пара архитекторов, один-два стилиста, флористы и прочие представители т.н. “свободных профессий”. При этом обязательно есть человек “не от мира сего” – не из творческой, скажем так, среды: методист библиотеки с 40-летним стажем, аналогичного возраста мастер ЖЭКа с начесом или шиньоном и т.п. Правда, потом выясняется, что этот “пятый элемент” всю жизнь вышивала или плела макраме из чего попало – и тогда все, как говорится, садятся в одну лодку и гребут в одном направлении. Наверное, каждый из вышеперечисленных ищет для себя что-то новое  инструмент, прием, метод – что позволит ему быть интереснее и востребованнее.

CHRNZM: А художники приходят?

Лиля Чавага: С художниками сложнее… Был опыт работы с двумя второкурсницами – при всей внешней продвинутости девочки показали такую несовременную визуальную рефлексию, что сразу выдали дефицит инновационных методических материалов высшего художественного образования. Надеюсь, что это не касается прям всех ВУЗов этой сферы, но было жаль наперед потраченные студентками годы.

CHRNZM: Возвращаясь к истокам, спросим в шутку и в серьез – кто был до Лили Чаваги в истории украинского коллажа?

Лиля Чавага: Ой, да много кто! Здесь, в Киеве, на выставке “Тени забытых предков” выставляли коллажи Параджанова – мультидисциплинарного, если можно так выразится, Художника. На выставке коллекции великого собирателя Игоря Дыченко были его весьма интересные коллажи (хоть он и не был профессиональным художником). Да те же классические натюрморты маслом – чем не коллажи?! Тут тебе и “натюрморт с предметами искусства”, и “натюрморт с дарами моря и волхвов”… А городской пейзаж – чем не коллаж? Только сначала его на натуре составили архитекторы, а потом на холсте изобразили живописцы. Возвращаясь к Параджанову – чем кинорежиссер не мастер коллажа? Вместить в один фильм эпоху, а в одну мизансцену – жизнь!

CHRNMZ: И что – прям у всех одни и те же секреты творчества?

Лиля Чавага: За все жанры не скажу, но в искусстве коллажа обязательно должна быть визуальная рифма, и контрасты – это могут быть контрасты цвета, формы, медиа, подтекстов и пр. Тогда рождается новая эмоция, новый смысл или старый приобретает новое прочтение.

 

CHRNZM: А в связи с чем в этой мастерской все меньше прежней Лили и все больше новой?

Лиля Чавага: Наверное, в связи с тем, что мне уже не интересно просто делать коллажи – вырезать, составлять, клеить. Наверное, в связи с тем, что некоторые коллажи почему-то хотят иметь у себя больше людей, чем один человек. Наверное, в связи с тем, что хочется изменить размеры исходного коллажа, добавить некоторых деталей, где-то раскрасить, где-то убрать – эти все возможности вполне готов предоставить диджитал-арт. При этом он готов предоставить не существующие уже физически фрагменты или даже еще не существующие – это вообще потрясающе! Здесь уже больше пространства, больше воздуха, больше полета.

 

CHRNZM: Участие и победа в Международном биеннале фэшн-иллюстрации IMAGO от UFW – это случайность или закономерность?

Лиля Чавага: Участие – случайность, победа – закономерность (смеется) – я же говорила о том, что почти всегда выигрываю! На самом деле я послала 3 коллажа, был выбран 1, который и победил в категории Innovatio. Не знаю точно, почему именно этот, хотя могу догадываться: здесь образ достаточно сдержанной женщины, которая позволяет себе вырваться за рамки монохрома под яркими порывами то ли ветра, то ли фантазий, то ли желаний…

CHRNZM: Это автопортрет?

Лиля Чавага: Это жизненное кредо!

* Чавага Лиля родилась в Волновахе Донецкой области. Окончила Школу современного искусства при Институте проблем современного искусства (2014) и Школу визуальных коммуникаций (2015). Участник выставок: «Время как реальность» в Институте проблем современного искусства (2014), «Коэффициент идентичности» в Американском доме (2015), фестивале «Feldman art park» (2015), фестивале Gogolfest (2015) и пр. Работы находятся в частных коллекциях Франции, Англии, США. Живет и работает в г. Киев.

Теми art

Матеріали на схожі теми

Коментарі