Наталия Шпитковская: «Сегодня герои в Украине – это реальные люди»

17.10.2016

С 26-го сентября в Национальной академии искусств Украины открылся необычный проект SUPERHERO, в котором были объединены работы художников из Украины и Америки. В течение трех недель вниманию аудитории были представлены произведения американского художника Мела Рамоса и украинцев Виктора Сидоренко и Валентина Попова. Событие оказалось настолько популярным и интересным, что было решено продлить его до 19-го октября.

CHERNOZEM пообщался с одним из кураторов выставки Наталией Шпитковской, которая рассказала, почему была выбрана именно такая тема, кого можно считать первыми супергероями, что же все-таки общего между Бэтменом и Лениным, а также кто сегодня является украинским супергероем.

Наталья Шпитковская
Наталья Шпитковская

Как возникла идея создания проекта?

Идея выставки возникла, когда я была в Калифорнии в гостях у Валентина Попова и там познакомилась с Мелом Рамосом. Я побывала в мастерских у обоих и только по возвращению домой поняла, что творчество этих художников во многом касается общей темы. У Виктора Сидоренко, также, скоро выйдет книга, посвященная его метафизическому образу, некоему герою нашего времени. В итоге мы решили, что такое совпадение – хороший фундамент для международного арт-проекта. В осуществление идеи верилось не сразу, зарубежные партнеры весьма нежелательно идут на выставки в Украине. Велики риски, да и кому интересны такие проекты в стране, где идет война? Только упорство со стороны Валентина Попова, убедившего Modernism Gallery, представляющую его и Мела Рамоса в Америке, помогло. «Это будет Супергерой! У нас есть все для этой темы!» Многочасовые обсуждения по скайпу с художниками, переписка с галереей, поиск партнеров и изучение темы, в какой-то мере сделали всю команду супергероями.

BML_8487
Валентин Попов

В чем вы видите актуальность выставки «SUPEREHERO»?

Многие люди склонны идеализировать других людей и вымышленных персонажей. Если вернуться к истокам,то первыми супергероями можно считать Адама и Еву, которые олицетворяли идеального мужчину и идеальную женщину, но пошли против Божественного предназначения и должны были искупить свой грех. Боги, мифические существа, люди- герои… мгновенно приходят имена: Гильгамеш в шумерской мифологии, Геракл и Одиссей у греков, Марс и Венера у римлян. И так сквозь историю и столетия можно проследить тот факт, что каждому времени были присущи свои герои, но во многом перенимающего черты своих предшественников! Как в искусстве бытует мнение о сложности создания нового, так и в мифотворчестве – все вытекает из «хорошо забытого старого».

Пример тому – Америка, странна эмигрантов, адаптировавшая разные культуры и породившая своих комиксных героев: Бэтмена, Чудо-женщину, Супермена и других. У нас же достаточно сильное влияние религиозных героев: Богоматерь, Иисус Христос, апостолы. Да, конечно, они не попадают под описание классического понятия «супергерой». Во времена, когда религию хотели уничтожить, а ее необходимость ставили под сомнение, приходили другие герои: политики и революционеры. Они добивались исключительной веры и порой, обожествления своих персон, манипулируя массами и направляя верующих на гибель ради своих амбиций и интересов. Ввиду последних событий в мире, безусловно тема проекта актуальна.

BML_8486
Мел Рамос
Мел Рамос
Мел Рамос
BML_8490
Валентин Попов

Работы художников объединены одной общей темой, а что же их все-таки отличает?

У каждого из них показаны разные персонажи и типажи. Мел Рамос – известный американский поп-арт-художник и герои его работ – это репрезентативные персонажи западной культуры. Первые свои картины с героями комиксов Рамос написал в 60-х годах, а в 1962-63 была его совместная выставка вместе с Роем Лихтенштейном и Энди Уорхолом, основоположниками этого стиля. На поверхности – идея отражения икон массовой культуры, как основного объекта их творчества, визуальная архивация образов поклонения целых поколений: из фильмов, комиксов, рекламы и т.п.

Герои Виктора Сидоренко являются утопическими, это персонажи советской эпохи. В те времена необходимо было подавлять свое эго ради неких высоких целей и идеалов, таких как, например, построение счастливого общества социалистического труда. Многие персонажи Сидоренко пребывают в зависшем парении. Полет всегда ассоциируется со свободой. Но статичность изображения и замкнутость полотен ограничивает свободу. Таким же образом общество накладывает свою рамку круга или квадрата, предписывая траекторию пути. Абсолютная свобода невозможна. Все герои Сидоренко изображены в характерной для советских времен одежде. Поколение от 35-ти и старше хорошо помнит те времена. Невозможно искоренить то, что заложено в детстве, семьей и системой. Остается понимать свои необъяснимые порывы к жертвенности и чувству вины, и стремится к сознательному принятию решений. Но последствия пережитого на долгие поколения могут остаться в генетической памяти, как некие мутации, необходимые в то время для выживания.

Виктор Сидоренко
Виктор Сидоренко

А разве идеализация некого персонажа не является созданием кумира и несет в себе отрицательный посыл?

Надо разобраться, почему люди придумывают героев? Было бы людям легче, если бы они не были склонны к идеализации неких образов? Это спорный вопрос. Во многом герой несет и положительный пример, так как если он является воплощением правды и справедливости, то помогает людям верить в хорошие человеческие качества и их необходимость. Другое дело, какое в дальнейшем применение находят этим героям.

Как проходит интеграция уже известных супергероев в современную жизнь, с новыми персонажами, историей и реальными людьми?

Америка, где я недавно побывала, и где сейчас идет предвыборная кампания, –прекрасный пример! В любом магазине игрушек и сувениров есть Хилари Клинтон в виде Чудо-женщины, а Трампа в плаще супергероя можно купить за несколько долларов. Эти кандидаты героизируют себя уже на самом простом уровне, доступном даже для детей, пропагандируя, что именно они принесут народу справедливость, добро, хорошую и счастливую жизнь.

Любой созданный герой порождает антигероя, ведь он, по всем законам сценария, должен с кем-то сражаться. Если есть добро, то, конечно, есть и зло. Это наглядно характеризует природу каждого человека, так как во всех заложено не только хорошее, но и плохое. Ведь вся наша жизнь – это борьба, процесс духовного развития, обучения и познания. Человек склонен идеализировать героев, так как это помогает ему верить в некую мечту, в безграничные возможности и реализацию любых желаний.

Учитывая огромное влияние комиксов на формирование мировоззрения американской молодежи, со временем они претерпели целый ряд  изменений приняв определенный кодекс нравственности. Положительные сверхсущества должны побеждать своих врагов без кровопролития. Такой подход тем самым нивелировал многие споры в отношении ценности жизни даже самых недостойных паразитов общества и преступников.

Виктор Сидоренко
Виктор Сидоренко

Действительно, часто для людей становятся героями те, кто не является положительным персонажем. Кто-то идеализирует Бэтмена, а для кого-то кумиром и примером становится Джокер?

Понятие того, что хорошо и что плохо относительно. Поведение и отношение человека строится на личных ценностях. Мы достаточно узко видим пространство вокруг себя. Нам часто кажется, что какие-то вещи являются плохими, но в итоге они могут привести к хорошим последствиям. С другой стороны существует и утверждение: хорошими намерениями выложена дорога… В целом это философский вопрос, можно долго дискутировать и так не прийти к единому мнению. Возвращаясь к сказанному ранее, Джокер – вторая часть нашего я. Отрицать эту половину себя бесполезно, важно ее понимать и направлять разрушительную энергию в созидательное русло.

Какова цель Вашего проекта в Украине?

В нашей стране сейчас активно происходит пересмотр общепринятых исторических фактов. Многое о величии наших предков до нас не дошло или было переписано. Наверно никто не поспорит, что прообраз украинского героя-победителя – казак, и первые украинские комиксы это наглядно подтверждают.

Цель нашего проекта – показать феномен героизации как, неизбежный атрибут самоидентификации любой культуры, и вместе с тем обратить внимание на то, как идеализированные образы могут влиять на массовое сознание. Интересно, истории создания многих героев весьма предсказуемы, и уходят корнями в древние легенды и сказания.

Последний аспект, весьма противоречиво, раскрыл в своем творчестве Валентин Попов. Художник инициировал свое распятие в образе Бэтмена. Этот перформанс отражен на нашей выставке в серии черно-белых фотографий, где показан процесс «крусификации» («распятия») художника его друзьями.

Многими соотечественниками это может быть истолковано как надругательство над верой. Попову проще видеть со стороны. Художник родился и учился в Украине, а потом переехал в Калифорнию, где после Союза с головой окунулся в западную культуру. Его теория «романтического цинизма» получила свое развитие после переезда. Куратор выставки с американской стороны Гильберт Альтер-Гильберт пишет, что объединяя полные противоположности в своем творчестве, Попов достигает «максимальных контуров возбуждения» указывая на ошибочность «великих идей».

St.-Batman-10__x12__x2__20131
Валентин Попов

На вопрос почему герои комиксов у художника изображены на иконах, он ответил, что на английском «icon» – это звезда, знаменитость, герой, та же икона, на которую все уповают и примеру которой следуют. У нас же икона – это символ веры. Попов совместил две иконы в одну, все очень просто.

В следующем году мы планируем повезти SUPERHERO зарубеж. Будет интересно наблюдать за реакцией людей на Западе.Нам хочется развить в людях осознанное отношение к любому герою, к любой вере. Ведь многие вслепую идеализируют живых и выдуманных людей, и становятся легкоуправляемой массой.

Каким по Вашему мнению будет современный украинский супергерой?

Сегодня герои в Украине – это реальные люди. Это герои Небесной Сотни. Это люди, которые сейчас гибнут на Востоке, защищая нашу страну и отстаивая независимость. Но как в дальнейшем образы этих героев будут использованы, пока не очень понятно. Возможно, что будет создан некий собирательный образ, который станет частью не только истории, но и украинской культуры.

Напоследок я хотела бы выразить благодарность всей команде работавшей над проектом: Алле Шереметьевой и Лилии Типпеттс, Ирине Тарасовой, Александре Халепе, Андрею Сидоренко, Анне Мостовой, Марии Исмайловой, Александру Червинскому и Андрею Шалыгину.  Благодарим наших американских партнеров: Modernism Gallery, Сан-Франциско, поддержавших проект Superhero в Украине.

Наша благодарность за поддержку проекта Алексею Филиппову, Сергею Осипенко, Максиму Корецкому, Игорю Абрамовичу, Марине Колосок, Константину Кожемяке, Оксане Третьяковой и Александре Горяевой, Владу Галайде и Юрию Ямшанову, Тамаре Шевченко, Игорю Назарову, Виктории Давиденко и многим другим.

Теми art

Матеріали на схожі теми

Коментарі