Вчера в рамках тура #небійтесьгалерей, приуроченному выходу в Издательстве ArtHuss книги Грейсона Перри “Не бійтесь галерей», состоялась четвёртая встреча издателя Константина Кожемяки с основателем Арт-центра «ЯГалерея» Павлом Гудимовым. Наконуне встречи проходили в галереях ЦеГлина, VoloshynGallery, KarasGallery. Гостям интересно было встретиться и услышать мнение спикеров о тенденциях в современном искусстве как в Украине, так и за её пределами. Каждый руководитель галереи делился своими личными соображениями, встречи не были похожи одна на другую и не грешили повторами.
Павел Гудимов, последние несколько лет делающий акценты в своей работе на проекты музейного формата – «Тіні забутих предків», «Енеїда» – в общении с гостями тяготел к вопросам, связанными с мировыми тенденциями в культурной сфере, оценке украинской ситуации и прогнозированию сценариев её развития.
Кожемяка Константин (КП): Зачем, почему и для кого Вы этим занимаетесь?
Современный человек живёт в ситуации постиндустриального общества: глобализация, роботизация, гаджетизация. Фактически речь идёт о том, что на трудовую деятельность затрачивается времени меньше и возникает вопрос организации свого досуга. Человек воспринимает реальный мир, но его так же манит и мир придуманный – мир искусства. Реалии таковы, что далеко не все готовы погружаться в вымышленный мир, потому моя работа в культурной сфере – это тихая борьба за сближение этих двух ипостасей. Интеллектуальные люди первыми реагируют на эти усилия и начинают потреблять культурный контент: они удовлетворяют свои культурне потребности, расширяют свой кругозор и тем самым повышают свою готовность адаптироваться к изменениям глобального мира.
Видеозапись встречи с основателем KarasGallery Евгением Карасем можно посмотреть по ссылке.
КП: Культура – это понятие абстрактное, или это – товар?
Безусловно – это товар. И потреблять его можно по-разно: коллекционировать предметы искусства, покупать билеты и посещать музеи, покупать каталоги и арт-издания. Весной я в составе делегации по приглашению организации Maison des Cultures du Monde («Дом мировых культур») и Министерства культуры Франции изучал опыт трансформации культурных институций Франции в современных условиях. Мировая ситуация такова: сегодня наблюдается перепроизводство культурного контента. Кроме того, в сфере визуальной культуры появляются новые медиа, которые конкурируют с традиционными. И в этой ситуации музеи и галереи по-максимуму используют благоприятные предпосылки для монетизации культурной деятельности: наличие туристического потока, культуроориентированность французов, наличие колоссальных массивов работ в музейных хранилищах. Украине нужно этому учиться. Нужно делать современные музейные проекты и подавать широкой публике доступным языком. При этом в рамках каждого проекта организовывать информационно-познавательные программы, рассчитанные на самые разные социальные группы – от школьников до пенсионеров.
КП: В чём Вы видите причину низкой культуроориентированности украинцев?
Неблагоприятная экономическая ситуация – это серьёзная, но не единственная причина. Отсутствует традиция потреблять культурный контент. Для преодоления этой проблемы понадобятся годы и консолидированные усилия как государственных институций, так и частных инициатив. Значительную роль в том числе в этом играют популярные арт-издания, которые постепенно возрастают как по количеству наименований, так и по качеству. В этом преуспели такие издательства , как Родовід, Основи, ARTBOOK. Очень удачно заняло нишу Издательство ArtHuss в сегменте переводной нон-фикшн литературы. Недавно вышедшая книга Грейсона Перри «Не бійтесь галерей», в которой простым языком написано о сложных процессах в мировом арте – это находка для тех, кто хочет в этом разобраться.
Другие арт-книги издательства ArtHuss – Сара Торнтон “33 митці у трьох актах“, Уилл Гомперц “Що це взагалі таке?“, Галина Скляренко “Сучасне мистецтво України“, 25 років присутності: сучасні українські художники, Александр Брей “Нескучное собирательство” и другие.
КП: Что Вы можете сказать о ситуации в украинском арт-рынке?
Как такового в Украине рынка нет, обойма коллекционеров весьма ограничена. Отрадно, что зачастую работы покупают не для коммерции или собирательства, а чтобы поддержать галерею и художника и это скорее является формой проявления социальной ответственности. Это происходит как в частном порядке, так и на корпоративном уровне. Здесь хочу привести в пример Украинский католический университет (УКУ), который взаимодействует со многими украинскими художниками, делает закупки работ, проводит аукционы… Но я хочу заметить, что кризис арт-рынка носит мировой характер и его масштабы ещё более значительны, чем даже во время Второй мировой войны. Причин тому много и одна из них: потенциальный покупатель утратил доверие к рынку и его игрокам. Сомнительные сделки на мировых аукционах последних месяцев тому свидетельство. Люди не безосновательно цены на искусство считают «дутыми», а ситуацию называют «заговором арт-дилеров».
КП: Как Вы видите первоочередные задачи для решения институционального кризиса в Украине?
- Нужно искать новые формы работы с культурным контентом и модели взаимодействия с широкой аудиторией.
- Требуется срочное решение проблемы подготовки квалифицированных культурных менеджеров.
- Я не верю в чудеса децентрализации в культурной сфере. Поэтому в Минкульте должна быть сформирована команда профессионалов, которая наконец-то поставит на баланс всё наше культурное наследие, которое не понятно где и как хранится по институциям по, городам и весям.
Полную версию записи встречи можно посмотреть по ссылке.
Коментарі