“эскиз в пастели” с Олегом Пинчуком – без скандала, но во время THE RAPE OF EUROPE
Скажи пожалуйста, сколько в этом проекте Пинчука, какая политика М17 с учетом твоего прихода сюда?
– Это самостоятельный проект, который полностью готовый зашел на нашу локацию. Но: политика М17 изменилась кардинально! Нас интересуют contemporary art, в меньшей мере традиционная скульптура и живопись, и, конечно, разного рода инсталляции, перформансы, хэппенинги. Политика заключается в том, чтобы не вмешиваться в творческий процесс, искать самодостаточных художников, которые могли бы нести свое «я» незаангажированно, выражать самостоятельно свою идею и нести максимально ответственность за это выражение своих чувств и свое отношение к окружающей среде.
А раньше не было таких художников – не выражали свою идею самостоятельно и не несли ответственность?…
– Ну, раньше же у нас везде были худсоветы, которые выбирали: вот это мы хотим, вот это не хотим. Это нам подходит, это – не подходит. И критерии были, мягко говоря, весьма консервативные. Времена, слава Богу, давно другие – есть опыт, вкус, чутье на актуальное искусство. Есть коллеги рядом тоже умные – советуемся. И сейчас приходит человек вот сюда с проектом и предлагает. И если проект соответствует и он сам в состоянии потянуть это организационно – он может выставляться. Может вообще оставить пустой зал – это его право. Сейчас нужно побороть тенденцию того, что здесь больше нетематических, нехудожественных проектов. Понятно, почему это происходило – потому что помещение арендуется в Союзе художников Украины, и ему каждый месяц надо платить деньги. Поэтому здесь каждый месяц проходят какие-то выставки автомобилей, проходят выставки часовых брендов, лакшери или показы моды. Но моя цель и мое желание – сделать на 90 % загрузку художественными проектами. Мы должны перекрывать аренду.
Вы не только Союзу художников платите, но и Киевэнерго платите, и горводоканалу…
– Поэтому политика такова, чтобы максимально использовать ту площадь, которая есть. Вот здесь, где мы стоим, когда-то был склад мусора. Я вывез 12 машин мусора – битых столов, стульев. Тут был ужас! Сделали кафе.
На втором этаже сделали офисы, сейчас там находится Арт-альянс – это Sky Foundation, это Зинаида Лихачева, это Игорь Степанов, NM HOUSE и др.
Т.е. это уже тусовка?
– Это Арт-альянс, который будет собирать людей с общими целями популяризации современного языка в искусстве.
Я сейчас говорю с тобой от имени портала визуальной культуры CHERNOZEM. Но ведь визуальная культура – это не только живопись и графика. Те же выставки люксовых брендов – это демонстрация дизайнерской мысли! Можно и так позиционировать эти акции?
– Все равно – это вынужденная мера, чтобы минимизировать расходы
Я как раз говорю, что авто есть конечный результат и не самый плохой с точки зрения эстетики. Если бы была выставка тракторов, сеялок, веялок каких-нибудь – тогда да, а так…
– Но все же мы будем заниматься профильной деятельностью – выпускать журналы и каталоги, устраивать арт-уик-энды известных художников по субботам и воскресеньям – они будут притягивать сюда людей. Разрабатываем проект по реконструкции той части территории, которая сейчас покрыта снегом, а должна быть покрыта арт-объектами. Будем заниматься искусством!
Искусством “зарабатывать больше, чем тратить”?
– Это обязательно. Хорошо, конечно, что есть такой меценат Андрей Адамовский, который поддерживает многие инициативы. Но для нас важно, чтобы искусство развивалось как бизнес. Если мы не будем привлекать общество вот такими громкими и яркими акциями – то не будет. Надо делать место модным. Ведь у нас как привыкли? Модное место – все ходят. Не модное – не ходят. Оно банкротится и закрывается…
… и тогда надо делать ребрендинг.
– А у нас как раз и ребрендинг: меняем подходы, структуру, фасады, тематику. Раньше было больше традиционной живописи. Будем восстанавливать то, что было утеряно. К сожалению, Мыстецький Арсенал перестал существовать как культовое место, где можно было выставиться художнику и скульптору. Поэтому будем восполнять этот пробел.
Будете проводить здесь Большой скульптурный салон?
– Будем делать салон киевской скульптуры. Триеннале, биеннале. На сегодня у нас большие планы.
А есть ли конкурсная составляющая у ваших планов? Это привлекательно для любого рода программ – рейтинги там, призы, премии, звания…
– У нас и так, что ни художник – то самый лучший. Что ни скульптор – то не хуже Родена.
А как тогда конь и трепетная лань в одной повозке – коллаборация бизнеса и искусства?
– У нас этот подход правильно показывает Игорь Степанов – это достаточно. Его направление. Конечно, хотелось бы привлечь сюда мировых известных художников, звезд арта. Но сегодня так тяжело разобраться – кто звезда, а кто не звезда! Чтобы привлечь раньше однозначных звезд – ты должен быть директором Pinchuk Art Centre, заплатить Демиану Херсту пару миллионов и пригласить его сюда. К сожалению, сейчас так уже не получается. Поэтому будем привлекать молодых художников – чем моложе, тем лучше.
В Изоляции открылась выставка Грейсона Перри, так вот его привез Британский Совет. Возможно, тоже надо сотрудничать с аналогичными институциями, чтобы привозить мировых знаменитостей? Не все же вам самим «пупок надрывать».
– Надо надрывать! Вот смотри: я ночью сегодня работал – видишь какие ногти? (показывает руки)
…Завистники сказали бы, что всю ночь деньги считал и ногти стер.
– Я деньги никогда не считал, если бы считал – то их бы у меня не было. Я же не за деньги работаю, а ради удовольствия. Хотя официально обеспеченный человек. Может, поэтому…
Я, когда заканчивал академию, то уже думал: «Ну что делать?» Но уже думал, что «под кого-то» точно не надо. Под Джакометти, например – не надо. Поэтому стал делать то, что у меня получалось. В результате через время увидел, что пошла волна художников «а-ля Пинчук». В Союзе художников молодых – много таких было. Но это же плохо! Надо иметь свое лицо. Я ко всему подхожу основательно.
И к конфликту вокруг мастерских в Киево-Печерской Лавре?
– Когда нас выгоняли, то я сказал: «Берите мусорные баки, берите яйца, плакаты – и под Министерство культуры. Все остальное – письма писать, челобитные всякие – ничего на даст». В результате, мы пришли – там все наложили в штаны. Так министр сказал: «Быстро решить мне вопрос, чтобы тут не было больше художников». Вот такой перформанс. Сейчас опять проблема, и я опять говорю: «Доставайте старые плакаты, пишите новые – и вперед!»
Коментарі