Chernozem представляет цикл материалов, посвященных украинским меценатам – тем, кто уже вошел в историю и тем, кто популяризирует искусство в современной Украине. Во второй части спецпроекта коллекционер, меценат и основатель Фонда Zenko Foundation Зенко Афтаназив рассказал, с чего началось его увлечение искусством, почему бизнес не должен поддерживать художников и как его Фонд планирует объединить творческие индустрии.
Зенко, почему вы как представитель бизнеса решили заниматься искусством?
К искусству я пришел достаточно прозаическим путем: нужно было декорировать дом. А потом случились личные знакомства – с художником Виктором Сидоренко, например. В процессе общения с ним выяснилось, что у нас довольно много точек соприкосновения, и мы начали работать над совместными проектами. В итоге я познакомился с целой плеядой известных талантливых украинских художников. Это был тот посыл, который меня вдохновил принять решение создать фонд Zenko Foundation. Самый главный наш капитал сегодня – это творчество художников и их идеи.
Мне кажется, что сам по себе интерес к искусству сегодня уже вряд ли способен кого-то удивить. За рубежом для людей бизнеса интересоваться искусством и коллекционировать его – хороший тон. К счастью, эти взгляды начинают приживаться и у нас.
Как из коллекционера вы превратились в основателя Фонда?
Есть такая поговорка, что «каждая коллекция искусства стремится в музей». Когда моя коллекция стала слишком большой, чтобы умещаться в доме, я понял, что нужно что-то делать. Можно, наверное, сказать, что повлияли обстоятельства. Но, конечно, и люди: например, очень энергичный арт-дилер и куратор Игорь Абрамович, а также куратор и человек, знающий по собственному опыту, что такое выставка музейного уровня, Александр Соловьев.
Но сразу замахиваться на музей я не стал и начал с Фонда. К тому же он как институция открывает больше возможностей. Можно позволить себе экспериментировать с локациями, что мы и делаем. Основное арт-пространство фундации расположено не в Киеве, а в Карпатах, в Татарове. Можно сотрудничать с другими коллекционерами, организациями и издательствами, чем мы тоже занимаемся с начала его основания.
С чем связано то, что люди, занимающиеся бизнесом, поддерживают искусство, создают фонды, галереи, организовывают выставки?
Люди бизнеса поддерживают искусство по двум основным причинам. Первая довольно очевидна и заключается в том, что подобное «увлечение» работает на имидж бизнесмена, улучшает его репутацию в бизнес-кругах, а иногда даже позволяет войти в закрытый круг коллекционеров и меценатов. Вторая причина в том, что любому человеку, и бизнесмены тут не исключение, нужно наполнять свою жизнь чем-то кроме работы. Искусство – приятное увлечение, которое расширяет горизонты, обогащает внутренний мир, дает возможность знакомиться с интересными людьми. Проблема, правда, в том, что искусством нельзя увлекаться немного, оно очень быстро затягивает и становится важной частью жизни. Так, собственно, и появилась Zenko Foundation. В какой-то момент стало понятно, что для меня просто коллекционировать – недостаточно. Хотя называть меня полноценным меценатом пока еще рано. Вот когда Zenko Foundation вырастет в музей современного искусства – тогда можно будет об этом говорить.
Какие проекты уже реализованы Zenko Foundation?
Фонд был основан совсем недавно – в прошлом году. Первым проектом стала большая выставка «Украинское современное искусство. Из частных коллекций», которая до конца марта все еще проходит в арт-пространстве Zenko Foundation в отеле «Коруна» в Татарове.
Мы, конечно же, продолжим проводить выставки: три-четыре масштабных проекта в год. Следующим проектом станет «Килим. Украинские современные художники». 17 перспективных авторов, в том числе и много молодых, создадут специально для этой выставки новые работы. Кураторы Игорь Абрамович и Александр Соловьев придумали концепцию: традиционный тканый украинский «килим» как символ единения прошлого и настоящего, традиционного и современного, даже жизни и смерти. Это будут и инсталляции, и живопись, и скульптура. В Карпатах мы его открываем 8 апреля, затем повезем во Львов, Харьков и, возможно, Одессу. Нашими партнерами являются Центр культуры и искусства «Львівський Палац мистецтв» и харьковский Центр современного искусства «ЕрмиловЦентр».
Другие форматы, в том числе и арт-резиденции, мы не исключаем, да и Украиной, скорее всего, не ограничимся. Но это все еще в перспективе. Единственное, что уже совершенно ясно: наш главный приоритет – это, безусловно, украинские художники и современное искусство. История современного отечественного искусства формируется здесь и сейчас, но при этом, что удивительно, о тех, кто эту историю создает, информации не так уж и много. Мы намерены ее собирать и распространять, причем в таком виде, чтобы это было интересно и тем, кто от искусства далек.
Zenko Foundation работает по нескольким основным направлениям. Во-первых, это выставочная деятельность. Во-вторых, это расширение коллекции, акцент – на современных украинских авторах и их популяризации, как в Украине, так и за рубежом. И, в-третьих, это издательская деятельность. Мы постоянно работаем над персональными и сборными каталогами художников. Также мы готовимся к запуску большого издательского проекта – но тут пока еще рано конкретизировать.
Уже запущен сайт – это будет площадка, на которой можно будет узнать все подробности о коллекции Фонда, новости об украинских художниках, мнения участников арт-процесса. Большую ставку делаем на видео, так как наших художников нужно больше видеть и слышать, ведь им есть, что сказать.
Миссия Zenko Foundation – это популяризация современного украинского искусства и повышение уровня коммуникации в нашей арт-среде в целом. Задача Фонда – объединять в рамках одной площадки несколько разных направлений.
Как вы считаете, насколько сейчас важно помогать искусству именно представителям бизнеса?
Бизнесмены не должны помогать художникам, эти две сферы должны сотрудничать. И это сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Мне не особо нравится слово «поддерживать» – поддерживать художника или культуру. Это совместная работа единомышленников, а не просто поддержка. Художник должен убеждать своим творчеством бизнес, а бизнес в свою очередь должен помогать художнику развивать проект.
Ранее планировалось, что работы, представленные на выставке в «Коруне», увидят жители и других украинских городов. Как обстоят дела с этой идеей?
Пока что этот проект поставлен на паузу. Сейчас мы решили переместить внимание на молодых перспективных авторов. В коллекции Zenko Foundation это, например, Роман Минин, Степан Рябченко, Алексей Золотарев, Назар Билык. Вообще их, конечно, гораздо больше – некоторых из них мы собрали в нашем новом проекте «Килим». Этому новому поколению есть, что сказать – и на это очень интересно смотреть. Однако не исключено, что к идее развития экспозиций, в которых будут участвовать произведения из частных собраний наших коллекционеров, мы еще вернемся.
Как вы оцениваете современную ситуацию с украинским искусством? Складывается впечатление, что художники по-прежнему и творят сами, и пробиваться, и продвигать себя тоже должны сами и на организационные вопросы времени уходит больше, чем на творчество.
Все так и есть. Нашим художникам действительно очень часто приходится быть для себя и менеджерами, и агентами, и арт-дилерами. Такая ситуация складывается потому, что украинский арт-рынок – арт, но не рынок. У нас нет той системы рынка, с базой агентов и дилеров, многочисленными галереями, некоммерческими институциями, которая есть за рубежом. У нас нет даже музея современного искусства. Такая ситуация в Украине существует последние 20 лет, все на нее жалуются, но попытки ее изменить – единичны. Zenko Foundation станет еще одной такой попыткой. Мы постараемся объединить вокруг институции художников, коллекционеров, кураторов, критиков, дилеров, другие институции, в том числе издательства и галереи – в общем, всех участников арт-процесса. И вместе будем работать над глобальными проектами музейного качества. Как это повлияет на наш рынок и повлияет ли – посмотрим, прогнозировать тут очень сложно.
К украинскому искусству сегодня нужен другой подход. Художник должен иметь возможность все свое время уделять творчеству, галеристы должны заниматься реализацией проектов, а фонды должны более глобально в этом процессе объединить всех представителей искусства.
Вы планируете издать «Энциклопедию современного украинского искусства». Началась ли уже реализация этой идеи?
Началась работа, до реализации еще далеко. Этот проект нужно развивать фактически с нуля. Есть понимание, что в такой энциклопедии должны быть ключевые имена. И список, в принципе, интуитивно понятен. Однако мы его все еще формируем. Переговоры с издательствами – вернее одним конкретным издательством – самая простая часть процесса. Наш партнер – фонд ArtHuss, при котором работает прекрасная типография, специализирующаяся на арт-полиграфии. Это наши единомышленники и с изданием сложностей не предвидится. А до продаж дело еще должно дойти.
Фотографии предоставлены пресс-службой Zenko Foundation
Коментарі