“Природу исследуйте по законам шара, конуса и цилиндра и приводите все к правильной перспективе”
Поль Сезанн
В независимой галерее Come in (Харьков) – новая экспозиция: Олег Тистол, Юрий Пикуль, Юрий Ефанов, Соня Помогайбо, вместе с куратором Ингой Эстеркиной, предлагают проект- исследование, посвященный своей интерпретации кубизма.
Иные течения, стили, термины, пылящиеся на полках истории искусства, останутся там навсегда, разве что студенты снимут иногда то или иное забытое явление с полки, пачкая руки музейной пылью. Не то с кубизмом, тем более – на территории Восточной Европы.
Сформированный во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо, кубизм приехал сюда в багаже парижской киевлянки Александры Экстер. И вот уже Давид Бурлюк пишет в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу»: кубизм подразумевает плоскостное понимание мира, утверждает новый канон сдвинутой конструкции, и ставит перед собой задачу изображение объекта с нескольких точек зрения. А в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет суть кубизма как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».
«Отказ современного искусства от референциальности, от мимесиса не был актом индивидуального произвола, это был результат систематического поиска истины медиального – медиальной откровенности, при которой медиум, обычно скрытый позади заданного (субъектом) сообщения, показал бы свое истинное лицо» – говорит Борис Гройс.
В поисках сути своего искусства, – тех поисках, которые начал Поль Сезанн – художники авангарда дошли до истины: знака, точки, линии.
История на некоторое время прервала этот полет: имперское, сталинский ампир, нацистская монументальность прекратила поиски, и искусство победившего соцреализма на 75 лет прервало естественное течение событий. В мире же поиски медиальной истины продолжаются: «Классический авангард постоянно описывается как «преодоленный», хотя defacto теория медиа по-прежнему живет верой в откровенность знаков медиального, которая в свое время питала авангард” (Борис Гройс).
Для современных украинских художников Олега Тистола, Юрия Пикуля, Юрия Ефанова, Сони Помогайбо обращение к кубизму – способ связать разорванную нить времен, протянуть руку гигантам, на плечах которых стоит современное искусство.
Художники демонстрируют – кубизм жив как метод, как способ, как манера. Нам остается только идти за художниками. Потому что «Куратор должен следовать за искусством, а не наоборот; открытия совершают художники, а не кураторы» (Ханс-Ульрих Обрист).
О том, что такое украинский кубизм, рассказывает Олег Тистол: «Это о том, как сделать приблизительно так, чтоб приблизительно отображало то, как ты себе представляешь приблизительно красивое. Украинский кубизм – это ни в коем случае не холодный французский анализ, ни итальянская футуристическая революция. Само собой, кубизм – есть кубизм, но слово “приблизительно” тут ключевое. Приблизительность нашего мировосприятия диктует, в конце концов, очень точное видение мира. Ты приблизительно лепишь, лепишь, лепишь – и получается точная картинка бытия. Приблизно! Если идти по пути игнорирования примитивности первичной визуальной информации, то складывается точная картина бытия… Я считаю, – говорит Олег Тистол- что наш украинский кубизм, от Василия Ермилова, Александра Богомазова, и до наших дней – неисчерпаем, и он не о футуризме, а о конструировании действительности, о попытке приближения к сути, попытке более точного отражения внутренней реальности».
Степень точности у каждого художника индивидуальна, как индивидуальна манера складывания осколков бытия в новую реальность – нет «правильного», «одобренного», «традиционного». Перехватывает дыхание от свежего ветра – на вершине горы Сан-Виктуар, рядом с большой сосной, глаза слезятся, и картина мира, расплываясь, навеки отпечатывается на сетчатке глаза – «приблизно».
Коментарі