Зенко Афтаназив: «Культура сегодня — наше главное оружие»

chernozem.info 26.10.2016

С 21 по 23 октября в арт-пространстве Zenko Foundation, расположенном на территории гостиничного комплекса «Коруна» (Татаров, Ивано-Франковская область) прошел первый Zenko Platform, на котором обсуждались современные мировые и украинские в частности арт-процессы. А 22-го октября открылась выставка «Дух времени». Бизнесмен и основатель фонда Zenko Foundation Зенко Афтаназив ответил на вопросы CHERNOZEM, рассказав, какие три периода украинской истории больше всего повлияли на искусство нашей страны, с какой целью был создан Zenko Platform и готово ли к нему украинское искусство.

Зенко Афтаназив 

Расскажите подробнее о выставке «Дух Времени».

Для выставки «Дух времени» кураторы фонда Zenko Foundation Игорь Абрамович и Александр Соловьев отобрали работы трех десятков современных украинских художников. Вообще современное искусство, творчество ныне живущих художников, ценно тем, что создается здесь и сейчас. Оно отображает самые острые проблемы общества, где-то — даже предсказывает их. Другими словами — передает дух времени. А поскольку на выставке собраны произведения, созданные за последние 25 лет, то это еще и своеобразный портрет эпохи. Полное название выставки — «Дух времени. Украинское искусство времен независимости».

По какому принципу отбирались художники для проекта?

«Дух времени» — это кураторский проект, то есть — субъективный. Собственно, все предыдущие выставки Zenko Foundation — такие же. Кураторы фонда придумывают идею, а затем собирают авторов, чьи работы этой идее созвучны.

 Зенко Афтаназив

Для проекта были собраны «три поколения украинского современного искусства». Почему был сделан акцент именно на этих временных этапах?

Три поколения, представители которых собраны на выставке, — «новая волна», сформировавшаяся после распада Советского Союза, «посторанж», оформившееся после первого Майдана, совсем новое поколение, которое заявило о себе буквально три-четыре года назад, — ключевые для современного украинского искусства. Их формирование связано с теми потрясениями и трансформациями, которые происходили в украинском обществе и сделали страну такой, какая она сейчас есть. А эти художники создали украинское современное искусство, сделали его именно таким, каким мы его сегодня видим. Ну и продолжают формировать его дальше.

Чем отличается творчество представителей этих трех поколений украинского искусства?

У представителей «новой волны» доминирует сильный живописный посыл, где-то даже живописная экспрессия, хотя и не без концептуальности и иронии. Поколение «посторанж» — это более рациональные художники, их творчество созвучно общеевропейскому искусству. Они также более политичны, для них важно социальное действие. В представителях нового поколения, которое сейчас еще формируется, снова заметна тяга к живописности, но часто с какими-то формальными и даже технологичными экспериментами. При этом у каждого из авторов, которого относят к тому или иному поколению, часто есть свой узнаваемый почерк, поэтому все эти обобщения, конечно, несколько условны.

 Зенко Афтаназив

Почему для такого масштабного и важного события был выбран Татаров, а не Киев или крупные города Украины?

Во-первых, в крупных городах, а тем более в столице культурных мероприятий и так проходит довольно много. Мы же поддерживаем идею культурной децентрализации. Интересные события могут и должны случаться не только в крупных городах или столице. Во-вторых, вы были в Карпатах в октябре? Тем, кто задавал нам вопрос: «А почему Татаров?», достаточно было в Татаров попасть, оглянуться вокруг, вдохнуть карпатский воздух и вопрос снимался. Кроме того, именно в Татарове, в отельном комплексе «Коруна» расположено главное выставочное пространство Zenko Foundation.

Будет ли эта выставка показана в других городах и/или странах?

Прежде чем везти выставку куда-то еще, мы решили показать ее международной аудитории прямо в Татарове. Проект «Дух времени» открылся в рамках первого международного культурного форума Zenko Platform. А на него мы пригласили представителей украинских институций со всей страны и представителей европейских институций из стран ЕС.

 Зенко Афтаназив

Вы говорите, что «значительную часть работ для выставки предоставят украинские коллекционеры и арт-институции. Одна из задач любой арт-фундации — быть своеобразной объединяющей силой, собирающей вокруг себя всех участников арт-сцены». И насколько вам удается быть этой «объединяющей силой» с момента основания фундации?

Мы дружим и довольно тесно сотрудничаем со многими украинскими институциями, и частными, и государственными. Мне кажется, что фонду удается быть той объединяющей силой, которой мне и хотелось его видеть. А о том, насколько участники украинской арт-сцены заинтересованы в коммуникации друг с другом, можно будет судить по проектам, идеи которых зародились на Zenko Platform и, мы все надеемся, будут реализованы в ближайшие пару лет.

 Зенко Афтаназив

Зенко Афтаназив

Zenko Foundation выступил инициатором нового форума Zenko Platform. Этот форум впервые прошел в Украине? И что вдохновило вас на его создание?

Да, это первый форум. Когда мы его придумали и стали приглашать гостей, в том числе и зарубежных, многие недоумевали: что это за мероприятие и зачем оно нужно? Нам же хотелось, во-первых, собрать вместе участников украинской арт-сцены, чтобы они могли обменяться мнениями и подискутировать о современной ситуации. Во-вторых, хотелось, чтобы то, что хотят сказать представители арт-институций и художники, услышало государство, поэтому мы пригласили представителей и местной власти, и министерств культуры, и иностранных дел. И, в-третьих, ключевой, пожалуй, целью было донести всю эту информацию — о том, что происходит у нас в Украине — до наших зарубежных коллег. Ну и, в свою очередь, услышать о том, что происходит у них — в Польше, Венгрии, Италии, Германии и других странах ЕС.

Судя по списку тех, кто будет сотрудничать с Zenko Platform, у вас масштабные и грандиозные планы. Насколько вам важна поддержка и сотрудничество с этими организациями?

Главным результатом должны стать совместные культурные проекты. Причем как международные, так и те, которые объединят институции внутри Украины. Потому что только объединив силы внутри страны, мы сможем показать серию мощных проектов за рубежом. Я считаю, что культура сегодня — наше главное оружие, только с помощью культурных проектов мы можем создать позитивный имидж страны. Но для этого проектов должно быть несколько в год, несколько лет подряд. Надо сказать, что некоторые наметки на Zenko Platform родились.

 Зенко Афтаназив

Расскажите подробнее о мероприятиях, которые прошли в рамках Zenko Platform?

Среди зарубежных участников форума профессор Бранденбургского технического университета и основатель образовательной программы «Студии мирового наследия» Вольфганг Шустер, руководитель отдела искусства ХХ-ХХІ веков Культурной фундации Германии Бритта Кайзер-Шустер, польский независимый куратор и писательница Эва Сулек, директор Ludwig Museum в Будапеште Джулия Фабени, итальянский культуролог и куратор Франко Баллони. Украинскую сторону представили президент Фонда культурных инициатив ArtHuss Константин Кожемяка, основатель онлайн-ресурса Culprostir, издатель и коллекционер Юрий Комельков, коллекционер и основательница Stedley Art Foundation Стелла Беньяминова и многие другие. Практический каждый из участников представил небольшую презентацию своего проекта, и все доклады оказались очень познавательными и любопытными. Модераторами выступили куратор и авторитетный искусствовед Константин Акинша и куратор и заместитель генерального директора «Мистецкого арсенала» Алиса Ложкина, которая также в обзорной лекции обрисовала для зарубежных гостей сложившуюся в украинском актуальном искусстве ситуацию.

Украинское искусство насчитывает всего 25 лет. Насколько арт-представители Украины и искусство в целом готово к таким мероприятиям и насколько это благодатная почва?

Наша арт-среда уже давно готова к подобным форумам. Когда мы задумывали Zenko Platform, то, честно говоря, думали, что более важной задачей будет донести информацию о нас до зарубежных гостей. Но два дня работы форума показали, что чуть ли не самые горячие дискуссии велись по поводу ситуации внутри Украины среди украинских же участников. В итоге мы поняли, что надо чаще встречаться и больше общаться как раз в таком формате. Мы в Zenko Foundation, по крайней мере, приложим к этому максимум усилий, чтобы сделать Zenko Platform хотя бы ежегодным. Ну а арт-рынок, я уверен, на нашу инициативу откликнется позитивно.

Зенко Афтаназив

Автор фото – Максим Белоусов

Теми art

Матеріали на схожі теми

Коментарі