Ирина Джус – в числе первых имен, которые приходят на ум в разговоре о современной украинской модной индустрии. Именно так – не моде, а индустрии в смысле fashion. Предложить себя этой капризной даме пытались многие, рассчитывать на взаимность могут лишь такие, как DZHUS.
1.Давайте сравним первый Вами созданный лук и последний (фото обоих): могло быть так, что они – теоретически – поменялись бы местами? Или каждый из них – отражение своего времени? В чем именно?
Ирина Джус – Первый total look я создала в 16 для университетского конкурса. Это был структурный и графичный костюм в гамме, близкой к монохрому (молочный + тёмно-коричевый), в котором вполне угадывается дальнейшая стилистика DZHUS. Подача, однако, очень театрализована, что не отвечает актуальной философии бренда.
– Последний созданный лук не вычислить, так как вся коллекция AW17 появлялась одновременно, но я подобрала такой, в котором больше всего стилистических параллелей с первым. Разумеется, мой первый лук не мог бы стать частью этой линейки, поскольку за годы практики мои требования к качеству своего продукта – как производственному, так и визуальному – существенно выросли, а приоритет моего творчества изменился от «костюма» к «одежде».
– Однако, как для тинейджерского дебюта, моя конкурсная работа кажется мне и сейчас весьма удачной.
2.Для Вас есть “легкие” жанры в дизайне одежды? Если да – то что такое “тяжелые” жанры для Вас? (не хочется, не получается, не вдохновляет, не актуально, не продается и т.д.)
– Моя стихия – работа с формой и структурой одежды, создание новаторских конструкций по принципам, которые интерпретируют моё мировосприятие. Я не ощущаю потребности самовыражаться в дизайне через цвет и не думаю, что я могу таким способом привнести в мир моды что-то уникальное (хотя как стилист с удовольствием занимаюсь колористикой, просто это не олицетворяет мою сущность).
AW16 Lookbook, Photo by Olga Nepravda
– Моя цель как дизайнера – создавать интеллектуальное прет-а-порте с уникальным кроем и самобытным идейным посылом. Многие почему-то считают, что вершиной амбиций дизайнера по умолчанию является от-кутюр. Меня же никогда не прельщала работа в этом сегменте, а сейчас я и вовсе сомневаюсь в его целесообразности и соответствию духу времени. Если же говорить, напротив, о масс-маркете, то я отношусь к нему с большим воодушевлением – меня по-своему очаровывают конвейерное производство и сила брендинга. Более того, я убеждена, что базовая одежда в гардеробе, каким бы высоким ни был доход его владельца, должна быть именно из магазинов масс-маркета. В этом и заключается настоящая свобода мысли и выбора, а вовсе не в том, чтобы вместе с гонорарами автоматически возрастали расходы на каждую категорию одежды, независимо от её сложности.
DZHUS AW16 Lookbook, Photo by Olga Nepravda
– Базовые изделия от дизайнерских брендов для меня – абсурд, ведь в отличие от масс-маркета, в их продукте как минимум должен прослеживаться дизайн, а по-хорошему он ещё должен выражать неповторимую суть марки. К примеру, классическая белая футболка давно изобретена, и изо всех её производителей дизайнером (причём гениальным) является только её разработчик.
– Так, в коллекциях DZHUS не используются лекала, уже существующие где-либо ещё. Конечно, это не облегчает работу над простыми (с виду) изделиями, но от этого задача только интереснее – ведь когда наконец удаётся создать минималистичный предмет одежды, конструкция которого при этом полностью уникальна, я горжусь им больше, чем сложными дизайнами. Верхом мастерства дизайнера я считаю изобретение «футболки», которую будут сквозь эпохи наследовать тысячи производителей.
3.Можно говорить, что в Украине есть вся необходимая база для развития фешн-индустрии?
– В Украине есть огромный творческий потенциал и энтузиазм когорты неординарных личностей, влюблённых в моду и дизайн. Что же касается базы, то она только строится, и есть множество камней преткновения.
DZHUS AW17 Lookbook, Photo by Lesha Lich
– Во-первых, отсутствуют компетентные вузы, а устаревшая программа тех, что есть, разворачивает творческое развитие студентов в неактуальном направлении и, по меньшей мере, замедляет их профессиональное становление.
DZHUS AW17 Lookbook, Photo by Lesha Lich
– Во-вторых, государство никак не поддерживает молодых дизайнеров. Благо, есть частные институции, болеющие за развитие новых брендов, но их возможности ограничены – им и самим приходится искать финансирование для реализации своих проектов.
DZHUS AW17 Lookbook, Photo by Lesha Lich
– Однако, несмотря на образовательный и экономический кризис, популярность украинской моды в мире очень возросла за последние годы. Это даёт надежду, что и участие в её развитии со стороны международных организаций станет более активным.
4. Насколько широк и глубок Ваш профессиональный зарубежный опыт?
– С начала своего существования мой бренд получает гораздо больше международного фидбека, чем локального. Тогда как многие дизайнеры в первую очередь завоёвывают отечественное модное пространство, публикации о DZHUS в ведущих украинских СМИ стали появляться уже после того, как о нас написали их западные «старшие братья»: Dazed&Confused, Vogue.com, немецкий Vogue, китайский Marie Claire, южноафриканский Elle Decoration, сербское и чешское издания Elle, Noi.Se, Dash, Remark, Status, Jute, Dezeen.com и многие другие.
– Основная клиентура бренда пока тоже находится за пределами Украины. Сейчас наша одежда продаётся в концепт-сторах Европы, США, Азии, Ближнего Востока и Австралии, а онлайн-покупатели живут в более 20 стран.
– В качестве стилиста я работаю в основном в Украине, но за 10 лет опыта я приняла участие во многих международных проектах и регулярно сотрудничаю с изданиями со всего мира.
- Визуальная культура зарубежной индустрии моды – отражение дизайнерского взгляда или диктат маркетинга?
– Если говорить о массовой культуре и максимально коммерческих марках, то, разумеется, мы имеем дело с холодным расчетом. Книги с прогнозами трендов и рекомендациями по их применению публикуются за 1,5-2 года до соответствующего сезона, и мейнстрим-бренды послушно следуют этим руководствам. Часть тенденций прогнозируется с учётом вектора эстетических настроений целевой аудитории и факторов влияния на её предпочтения: ролевых моделей, социальных течений, субкультур и т.п. Многие же маст-хевы очевидно насаждаются искусственно – в противовес моде предыдущих сезонов, чтобы поддерживать потребность активного обновления гардероба.
– Что касается нишевых брендов, то в их эстетике превалирует индивидуальное видение дизайнеров. Хотя и их продукт ориентирован на вкус своего потребителя, ведь бренд не может существовать без коммерческого аспекта.
– За чистым авангардом стоит обратиться к студенческим экспериментам и проектам в жанре art fashion. Хотя, по моему личному мнению, наличие утилитарного аспекта не принижает ценности модного продукта, а напротив – делает его полноценным.
- Расскажите о своих “коллегах по цеху” – тех, кто нравится, удивил, вдохновил, подал пример, заставил измениться.
– В первую очередь отмечу Викторию Краснову: эстетика её коллекций меня очаровала ещё в школьные годы. В 14 лет мне удалось познакомиться с ней и стать частым гостем её модного дома, который тогда славился сложным графичным кроем и авангардными интерпретациями славянского фолка – сейчас же бренд KRASNOVA производит минималистичную одежду для сна и отдыха. В 18 я уже полноценно стажировалась у Красновой (параллельно с тратой времени в университете). Восхищаясь её нестандартным видением, опередившим развитие украинской fashion-индустрии, я впитывала дух концептуальной моды и училась создавать дизайн как шифр своего этико-эстетического кругозора. Так зародились принципы будущего бренда DZHUS, и для меня навсегда останется загадкой, как бы развивалось моё креативное мышление, не встретив я Викторию.
– Среди марок, интересных мне на данный момент, могу выделить Sasha Kanevski, Yulia Yefimtchuk+, It’s Me by Dina Lynnyk, Whatever, Matveeva, J. Perekriostova, Denis Music. Также я очень впечатлена уровнем дизайна некоторых брендов аксессуаров, но вместе с тем, будучи вегетарианкой, очень расстроена их выбором неэтичных материалов, поэтому от рекламирования их воздержусь.
* CHERNOZEM уверен, что среди его читателей есть дизайнеры аксессуаров, которые способны разработать несколько линий и для тех, кто придерживается взглядов, аналогичных автору бренда DZHUS.
Коментарі